Деревянные кружева Присвирья
Деревянная архитектура, ремесла, фольклор… Удивительнейшее сочетание настоящего и прошлого, современности и истории, человека и природы, акварельной лиричности воды, земли, неба и грозной силы…
Дмитрий Лихачев
Есть в Ленинградской области удивительные шедевры деревянного зодчества с многовековой историей. Особенно славятся те, что находятся в Подпорожском районе. Существует проблема их сохранения, и маршрутов, проложенных к ним, пока немного, но есть надежда, что со временем это туристическое направление обретет заслуженную популярность.
Один из уже разработанных и пользующихся успехом маршрутов знакомит жителей и гостей региона с деревянным зодчеством «страны лесов» – именно так называют Присвирье. Десятичасовая поездка включает в себя посещение подпорожских деревень Гоморовичи и Родионово, поселка Вознесенье, переправу на пароме через Свирь и далее – заезд в деревни Щелейки и Гимрека.
По пути несколько шедевров деревянной архитектуры: Никольская часовня, церковь Сретения Господня, Георгиевская церковь, церкви Дмитрия Солунского и Рождества Богородицы. А кроме них – памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны в Вознесенье, финское укрепление «Вепсский замок» и Мариинская водная система.
Поехать можно в любое время года. Тематика маршрута разнообразна: он и культурно-познавательный, и исторический, и религиозный.
Правда и простота
Знатоки старины справедливо считают памятники деревянного зодчества хрупкой частью историко-культурного наследия. Кружевная резьба, главки-шатры, гладкие стены – бревнышко к бревнышку. Особая, теплая архитектура, в которой есть главные принципы прекрасного в искусстве – правда, естественность, простота.
В селе Гоморовичи сохранилась деревянная часовня XVIII века в честь покровителя моряков и путешественников Николая Чудотворца с притвором и крыльцом.
Прежде часовня стояла в 10 километрах отсюда – в деревне Плотично, на самом берегу Свири, и постоянно в половодье страдала от подтопления. Поэтому несколько лет назад было решено раскатать строение по бревнышку и перенести повыше, в Гоморовичи.
Церковь Георгия Победоносца в Родионове – самая древняя деревянная постройка в регионе, она появилась на свет в 1493 году. Храм возвышается на высоком холме над Юксовским озером. Ему, как и некоторым другим подпорожским церквушкам, повезло в 1970-е годы: на волне всплеска интереса к древнему зодчеству памятник старины отреставрировали. От первоначальной постройки в нем сохранился лишь сруб, который находится внутри появившихся позже, в XVII веке, пристроек. Но даже сами по себе эти доски, которые можно увидеть, впечатляют: ведь им больше 500 лет.
Легкость и красота резьбы характерна для пятиглавой церкви Дмитрия Мироточивого (или Солунского) в деревне Щелейки.
Этот великомученик считался небесным покровителем Дмитрия Донского и по одной из легенд помог тому победить в Куликовской битве. Храм был возведен в середине XVII века на берегу Свири, но в 1783 году, во времена царствования Екатерины II, полностью перестроен. Именно этот год считается датой его постройки, поскольку созданный тогда облик сохранился до наших дней. Многообъемная архитектурная композиция состоит из шатровой колокольни типа «восьмерик на четверике», крыльца и моста, соединяющих колокольню с церковью. Идешь по мостику-переходу, поднимаешься по деревянным ступеням наверх – и открывается красивейший вид на Онегу. Совсем недавно, в этом году, церковь была отреставрирована.
Шатровая церковь с восьмигранной колокольней сохранилась в деревне Гимрека. Храм Рождества Богородицы был построен в XVII веке.
До 1764 года на правом берегу Свири действовал Вознесенский монастырь, от которого произошло название поселка городского типа Вознесенье. Находится этот населенный пункт (центр самого отдаленного от Петербурга поселения Ленобласти) на берегу Онежского озера у истока реки Свирь. Кажется, что сам воздух здесь пропитан духом старины, которую хранят и спасают неравнодушные люди.
Всем миром
Есть удивительные примеры восстановления старинных храмов в этих местах.
«Построенный нашими предками на живописном берегу Свири в деревне Красный Бор Вознесенского городского поселения почти полтора века назад храм Святого Апостола Фомы мог сгинуть в конце прошлого столетия, так как нигде официально уже не числился. Но, к счастью, в 2002 году его поставили на учет в списке культурного наследия Ленинградской области, правда, без перспектив на ремонт и реставрацию.
«Вторым чудом для этого храма стало решение Дмитрия и Светланы Озерских, приехавших на свирские берега из Петербурга, с помощью неравнодушных людей спасти гибнущий памятник деревянного зодчества, – рассказывает житель Подпорожья, писатель и краевед Петр Васильев. – Уже десять лет они изыскивают средства и организуют необходимые работы: от субботников по расчистке мусора до обследования архитекторами-реставраторами и предложенного ими строительства. Это десятилетие упорных трудов вернуло внешнюю красоту старому храму. Теперь, как говорит Дмитрий Озерский, дело за церковным начальством. Необходимо оформлять землю под восстановленным храмом и возвращать ему церковную жизнь, ради которой и строили его наши предки в XIX веке».
Сосчитать и охранять
Как утверждают защитники старины, на свирских берегах выявлены далеко не все объекты исторического и культурного наследия, нуждающиеся в надежной охране. Эта тема не раз обсуждалась общественностью и властью в уходящем году, объявленном в Ленобласти Годом туризма.
В списке объектов, не имеющих официального охранного статуса, – церковь Пресвятой Троицы в Гоморовичах, церковь святого апостола Фомы и жилой дом Березина в Красном Бору, церковь Сретения Господня и жилой дом Лебедевых (дом дьячка) в Родионове, церковь Святого Пророка Илии в Заозерье, церковь Святого Георгия в Ладве, жилой дом Якунькиной и дом-двойня в Гимреке, жилой дом Юначевых в Согиницах и Кашинский сад в Усланке. Все они, по мнению людей, искренне переживающих за судьбу ценных с точки зрения истории и архитектуры строений, должны быть включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В планах правительства региона – после соответствующей экспертизы разработать проект охраны, утвердить границы объектов культурного наследия и определить их категорию (местного, регионального или федерального значения). По мнению краеведов, это важная работа, но она станет лишь одним из этапов на пути сохранения шедевров древнего зодчества. Предстоит еще детально продумать современные способы защиты таких памятников, и это потребует немалых вложений.
Некоторые специалисты считают, что хорошо бы собрать все древние деревянные домики и церкви нашего региона в одно место и устроить там музей под открытым небом. Так когда-то создавались карельские Кижи. Есть примеры и в других регионах Северо-Запада: деревня Семенково в Вологодской области, музей деревянного зодчества «Витославлицы» в Новгородской, Малые Корелы – в Архангельской. В 70-х годах прошлого века предлагалось сделать таким местом деревню Островки на правом берегу Невы. Но нашлись и противники этой идеи, которые уверены: деревянные церкви должны остаться там, где их когда-то строили, потому что устройство зданий, внешний вид и декор создавались с учетом окружающих ландшафтов.
Какими бы ни были взгляды и решения проблем сохранения шедевров деревянного зодчества, цель одна – не допустить их гибели и разрушения, чтобы и местные жители, и приезжие по-прежнему могли ими любоваться, ощущать тепло, которое от них исходит, и понимать, каким виртуозным мастерством обладали зодчие далекого прошлого.
Евгения ДЫЛЕВА