Скачать последний номер в PDF Сделать стартовой

Путешествие в историю

В масштабный туристский проект «Серебряное ожерелье России» входит маршрут «По Императорской дороге». Он проходит через железнодорожные станции Николаевской железной дороги, построенной в середине XIX столетия для того, чтобы соединить Петербург и Москву. Значительная часть пути находится в границах современной Ленобласти.

Путешествие в историю

Вперед, в прошлое!

Когда-то из Петербурга в Москву и обратно ездили на лошадях. В 1835 году австрийский инженер и предприниматель Франц Герстнер пытался убедить Николая I в необходимости создания железнодорожного сообщения между двумя городами. Сначала его идея отклика не нашла, но тем не менее Герстнер получил разрешение на строительство пробной дороги между Петербургом и Царским Селом. И в 1837 году в России появилась Царскосельская дорога – первая железная дорога общего пользования в империи.

Лишь спустя пять лет Николай I подписал указ о сооружении железной дороги Петербург – Москва. Любопытно, что он повелел строить дорогу за счет казны: «Дабы удержать постоянно в руках правительства и на пользу общую сообщение, столь важное для всей промышленной и деятельной жизни государства».

Первых пассажиров Николаевская железная дорога (ныне – Октябрьская) приняла в 1851 году, она стала первой двухпутной в Российской империи. Было возведено более 30 железнодорожных станций, около 200 мостов, проложены 70 водопропускных труб и 20 путепроводов, выстроены сторожевые дома и переезды. А между станциями даже провели телеграф.

Первый царский поезд состоял из девяти вагонов. По рельсовому пути длиной 645 километров состав двигался по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. Путешествие из Петербурга в Москву длилось 21 час 45 минут. Сейчас на «Сапсане» то же расстояние можно преодолеть за 3,5–4 часа.

Паровозы, музеи, дворцы

Двухдневное путешествие по Императорской дороге, которое можно совершить в любое время года, адресовано всем, кто интересуется историей, архитектурой и любит музеи. В его программу входит посещение мест, связанных с судьбой императоров и выдающихся личностей России. Это Центральный музей железнодорожного транспорта России в Петербурге, Охотничий дворец императора Александра II в поселке Лисино-Корпус, усадьба Марьино в деревне Андрианово, церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла в Любани, Тосненский историко-краеведческий музей и другие.

Этапы маршрута: Санкт-Петербург – город Тосно – деревня Андрианово – город Любань – Санкт-Петербург.

Описание маршрута

День первый

09.30–10.00 – сбор группы в Петербурге у метро «Московская».

11.00–12.30 – посещение Центрального музея железнодорожного транспорта России (СПб, Садовая ул., 50), одного из старейших научно-технических музеев в мире. В фондах музея – более 60 тысяч единиц хранения. Здесь собраны коллекции по истории подвижного состава: альбомы, чертежи, фотографии, книги; модели локомотивов (паровозы, тепловозы, электровозы) и вагонов, около 50 натурных локомотивов. Экспонаты музея знакомят посетителей с историей строительства железных дорог в России, становления и развития отечественной железнодорожной науки и техники.

12.30–13.30 – переезд в город Тосно. По пути туристы познакомятся с историей Чесменского дворца, построенного по указу Екатерины II для кратковременных остановок императорского двора во время переездов из Санкт-Петербурга в Царское Село; увидят верстовые столбы и совершат путешествие по старинному Питерскому тракту – нынешнему Московскому шоссе.

13.30–14.30 – обед в Тосно.

14.30–15.30 – посещение Тосненского историко-краеведческого музея с экскурсией (г. Тосно, пр. Ленина, 47а). Музей с 1998 года размещен в бывшем купеческом двухэтажном особняке Смолиных, который был построен в середине XIX века и назывался «Домом кормилицы». Здесь проживала семья Марии Смолиной, которая была взята в царские покои в качестве кормилицы будущего императора Николая II.

15.30–16.00 – переезд в деревню Андрианово.

16.00–16.50 – чай с пирогами в усадьбе Марьино.

16.50–18.30 – экскурсия по усадьбе Марьино и Английскому парку. Марьино – пышный усадебный ансамбль XIX века – родовое имение Строгановых-Голицыных.

18.30–19.00 – переезд в отель «Тосно», размещение.

20.00–21.00 – ужин в отеле.

День второй

08.30–09.30 – завтрак в отеле, отъезд.

09.30–10.20 – переезд в город Любань.

10.20–11.00 – пешеходная экскурсия по станции Любань. Осмотр здания вокзала Николаевской железной дороги, построенного в 1850 году; бюста первому министру российских путей сообщения П. П. Мельникову, установленного в 1955 г.; памятника генералу А. А. Серебрякову, начальнику Николаевской дороги в 1855–1865 годах.

11.00–12.00 – посещение храма Святых Апостолов Петра и Павла с экскурсией.

В 1967 году на станции Любань освятили железнодорожный храм. Церковь была сооружена по ходатайству Главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями П. П. Мельникова в память о строителях магистрали Санкт-Петербург – Москва. Имена 72 из них увековечены на мраморной доске внутри церкви. Незабываемым событием в приходе церкви в 1894 году стала 40-минутная остановка на станции Любань траурного поезда с телом императора Александра III в сопровождении Иоанна Кронштадтского. В советские годы храм был разрушен. После восстановления его вновь освятили 17 сентября 1999 года, таинство провел Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

12.00–13.00 – переезд в Тосно.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – переезд в поселок Лисино-Корпус.

14.30–16.00 – экскурсия по Учебному музею истории российского лесоводства.

В ходе экскурсии будет представлен архитектурный комплекс середины XIX века, созданный российским архитектором Николаем Бенуа по заказу Лесного департамента для нужд первого российского учебного лесничества: Учебный корпус, Императорский охотничий дворец, Храм происхождения честных древ животворящего креста Господня.

Александр II часто посещал Лисинские охотничьи угодья. Коллекции двух залов музея посвящены истории императорских и великокняжеских охот в Лисино в 1846–1916 годы. В залах музея представлены художественные полотна и микродиарамы, выполненные талантливым художником-анималистом Александром Блинковым.

16.00–17.30 – возвращение в Петербург.

С дополнительными подробностями об этом маршруте можно ознакомиться на официальном туристском портале Ленобласти lentravel.ru.

Евгения ДЫЛЕВА

Фото: Первый проезд императора Николая I по Царскосельской железной дороге в 1837 году. Худ. Ф. Мартенс. Государственный Русский музей 

Другие статьи рубрики

В Сосновоборском городском округе избрали своего главу

Прошло первое собрание совета депутатов нового созыва Читать дальше...

Определена глава Кингисеппского района

Ключевую руководящую должность муниципального округа заняла депутат «Единой России» Читать дальше...

ЖАЛОБЫ НА ДОРОГАХ

 

 

В Ленинградской области открыта "горячая линия" для жалоб автомобилистов на качество дорожного покрытия по телефону  8 (812) 251-42-84 или по электронной почте info@ленавтодор.рф 

 

 

 

ВолчокВК 

 

Заходи, если чё

Уверены, что официальное издание правительства — печатный орган «в галстуке»? Отнюдь! Ничто человеческое нам не чуждо. В том числе — современные проявления неформального отношения. Приглашаем всех убедиться в этом в нашей — официальной — группе в «Контакте». Проходим, не стесняемся https://vk.com/smi47