Путешествие в историю
Вперед, в прошлое!
Когда-то из Петербурга в Москву и обратно ездили на лошадях. В 1835 году австрийский инженер и предприниматель Франц Герстнер пытался убедить Николая I в необходимости создания железнодорожного сообщения между двумя городами. Сначала его идея отклика не нашла, но тем не менее Герстнер получил разрешение на строительство пробной дороги между Петербургом и Царским Селом. И в 1837 году в России появилась Царскосельская дорога – первая железная дорога общего пользования в империи.
Лишь спустя пять лет Николай I подписал указ о сооружении железной дороги Петербург – Москва. Любопытно, что он повелел строить дорогу за счет казны: «Дабы удержать постоянно в руках правительства и на пользу общую сообщение, столь важное для всей промышленной и деятельной жизни государства».
Первых пассажиров Николаевская железная дорога (ныне – Октябрьская) приняла в 1851 году, она стала первой двухпутной в Российской империи. Было возведено более 30 железнодорожных станций, около 200 мостов, проложены 70 водопропускных труб и 20 путепроводов, выстроены сторожевые дома и переезды. А между станциями даже провели телеграф.
Первый царский поезд состоял из девяти вагонов. По рельсовому пути длиной 645 километров состав двигался по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. Путешествие из Петербурга в Москву длилось 21 час 45 минут. Сейчас на «Сапсане» то же расстояние можно преодолеть за 3,5–4 часа.
Паровозы, музеи, дворцы
Двухдневное путешествие по Императорской дороге, которое можно совершить в любое время года, адресовано всем, кто интересуется историей, архитектурой и любит музеи. В его программу входит посещение мест, связанных с судьбой императоров и выдающихся личностей России. Это Центральный музей железнодорожного транспорта России в Петербурге, Охотничий дворец императора Александра II в поселке Лисино-Корпус, усадьба Марьино в деревне Андрианово, церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла в Любани, Тосненский историко-краеведческий музей и другие.
Этапы маршрута: Санкт-Петербург – город Тосно – деревня Андрианово – город Любань – Санкт-Петербург.
Описание маршрута
День первый
09.30–10.00 – сбор группы в Петербурге у метро «Московская».
11.00–12.30 – посещение Центрального музея железнодорожного транспорта России (СПб, Садовая ул., 50), одного из старейших научно-технических музеев в мире. В фондах музея – более 60 тысяч единиц хранения. Здесь собраны коллекции по истории подвижного состава: альбомы, чертежи, фотографии, книги; модели локомотивов (паровозы, тепловозы, электровозы) и вагонов, около 50 натурных локомотивов. Экспонаты музея знакомят посетителей с историей строительства железных дорог в России, становления и развития отечественной железнодорожной науки и техники.
12.30–13.30 – переезд в город Тосно. По пути туристы познакомятся с историей Чесменского дворца, построенного по указу Екатерины II для кратковременных остановок императорского двора во время переездов из Санкт-Петербурга в Царское Село; увидят верстовые столбы и совершат путешествие по старинному Питерскому тракту – нынешнему Московскому шоссе.
13.30–14.30 – обед в Тосно.
14.30–15.30 – посещение Тосненского историко-краеведческого музея с экскурсией (г. Тосно, пр. Ленина, 47а). Музей с 1998 года размещен в бывшем купеческом двухэтажном особняке Смолиных, который был построен в середине XIX века и назывался «Домом кормилицы». Здесь проживала семья Марии Смолиной, которая была взята в царские покои в качестве кормилицы будущего императора Николая II.
15.30–16.00 – переезд в деревню Андрианово.
16.00–16.50 – чай с пирогами в усадьбе Марьино.
16.50–18.30 – экскурсия по усадьбе Марьино и Английскому парку. Марьино – пышный усадебный ансамбль XIX века – родовое имение Строгановых-Голицыных.
18.30–19.00 – переезд в отель «Тосно», размещение.
20.00–21.00 – ужин в отеле.
День второй
08.30–09.30 – завтрак в отеле, отъезд.
09.30–10.20 – переезд в город Любань.
10.20–11.00 – пешеходная экскурсия по станции Любань. Осмотр здания вокзала Николаевской железной дороги, построенного в 1850 году; бюста первому министру российских путей сообщения П. П. Мельникову, установленного в 1955 г.; памятника генералу А. А. Серебрякову, начальнику Николаевской дороги в 1855–1865 годах.
11.00–12.00 – посещение храма Святых Апостолов Петра и Павла с экскурсией.
В 1967 году на станции Любань освятили железнодорожный храм. Церковь была сооружена по ходатайству Главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями П. П. Мельникова в память о строителях магистрали Санкт-Петербург – Москва. Имена 72 из них увековечены на мраморной доске внутри церкви. Незабываемым событием в приходе церкви в 1894 году стала 40-минутная остановка на станции Любань траурного поезда с телом императора Александра III в сопровождении Иоанна Кронштадтского. В советские годы храм был разрушен. После восстановления его вновь освятили 17 сентября 1999 года, таинство провел Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
12.00–13.00 – переезд в Тосно.
13.00–14.00 – обед.
14.00–14.30 – переезд в поселок Лисино-Корпус.
14.30–16.00 – экскурсия по Учебному музею истории российского лесоводства.
В ходе экскурсии будет представлен архитектурный комплекс середины XIX века, созданный российским архитектором Николаем Бенуа по заказу Лесного департамента для нужд первого российского учебного лесничества: Учебный корпус, Императорский охотничий дворец, Храм происхождения честных древ животворящего креста Господня.
Александр II часто посещал Лисинские охотничьи угодья. Коллекции двух залов музея посвящены истории императорских и великокняжеских охот в Лисино в 1846–1916 годы. В залах музея представлены художественные полотна и микродиарамы, выполненные талантливым художником-анималистом Александром Блинковым.
16.00–17.30 – возвращение в Петербург.
С дополнительными подробностями об этом маршруте можно ознакомиться на официальном туристском портале Ленобласти lentravel.ru.
Евгения ДЫЛЕВА
Фото: Первый проезд императора Николая I по Царскосельской железной дороге в 1837 году. Худ. Ф. Мартенс. Государственный Русский музей