Top.Mail.Ru

Дмитрий Поштаренко раскрывает секрет «Прорыва»

Автор трехмерной панорамы «Прорыв» в Кировском районе и других не менее масштабных выставочных проектов, реализованных в нескольких городах России, Дмитрий Поштаренко ответил на вопросы Онлайн47.

Одним из важных событий этого года в Ленобласти стало открытие в Кировском районе музея-панорамы «Прорыв», посвященного битве за освобождение блокадного Ленинграда на легендарном Невском пятачке. Теперь это один из самых популярных музеев: каждые выходные здесь выстраивается очередь посетителей не только со всего региона, но и со всей страны.

Создатели панорамы — группа энтузиастов «Невский баталист», образованная участниками поискового движения. Их лидеру Дмитрию Поштаренко еще нет тридцати, но за его плечами создание нескольких масштабных исторических панорам в 3D-формате, среди которых «Герои Брестской крепости» в Рязани, «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев» в Москве, «Кёнигсберг-45. Последний штурм» в Калининграде.

Дмитрий родом из Шлиссельбурга и все детство провел на Невском пятачке, участвуя в раскопках. Он рассказывает о том, как пригодился ему опыт поисковика при создании историко-художественных панорам, и о планах на будущее.

— Почему вы решили делать трехмерные панорамы?

— Идея созревала постепенно, с тех пор как я занялся созданием выставок. Со временем понял, как сделать их интереснее для зрителей. Решил совместить разные жанры — музейные экспозиции, кино, театр. К тому же мне с детства хотелось проникнуть внутрь диорамы. Сейчас такая возможность есть у каждого посетителя панорам «Невского баталиста». В нашем арсенале уже около 13 проектов.

— Почему вы и ваши друзья так любите историю?

— Я вырос в Шлиссельбурге, рядом с тем местом, где была прорвана блокада. Как многие мои сверстники, в детстве я не увлекался компьютерными играми. А все время проводил на Невском пятачке, на зольнике, и не вылезал из раскопок. Мне было интересно расчищать окопы и траншеи, находить останки солдат. Все происходящее я впитывал как губка. Поэтому могу посекундно представить моменты боя. Многие из команды «Невского баталиста» тоже поисковики.

Как вы добиваетесь достоверности? Для этого надо обладать режиссерским видением или иметь художественное образование?

— Информацию черпаю из разных источников и все полученные сведения пропускаю через себя, а затем с помощью художественных методов воплощаю в жизнь. Так и достигается реалистичность экспозиции.

Что касается образования, я окончил в Кировске колледж по специальности «прикладная информатика», а потом поступил в институт, специальность - «связи с общественностью». Еще отучился на курсах художника по костюмам театра и кино, а сейчас посещаю курсы скульптуры. И очень рад, что у меня нет профильного образования скульптора или живописца, а все знания я приобрел самостоятельно. Многие профессионалы предпочитают использовать определенный набор инструментов, не выходя за его рамки. В итоге случается профессиональная деформация. Стараюсь с этим бороться, чтобы взгляд никогда не был замылен. Со временем приобретается опыт, и каждая последующая работа становился лучше.

Самое главное — не превращать свои проекты в конвейер, а подходить к каждому из них индивидуально. Это помогает избежать штампов и создать нечто по-настоящему интересное зрителям.

— Одно дело придумать выставку, другое — организовать, найти помещение. Как вам удается договориться с музеями?

— Когда инициатива исходит от нашей команды, мы сами ищем помещение. Например, один из способов — получить грант и использовать его в том числе на размещение выставки. Но иногда запрос на экспозицию исходит от музея, тогда он сам предоставляет нам помещение.

— Много ли времени уходит на подготовку выставки?

— Всё зависит от ее объема и других факторов. Бывает, что требуется предварительный этап — сбор информации. Он может занять целый год, но чем дольше вынашиваешь идею, тем лучше результат. Чем больше ты с ней живешь, думаешь о ней, тем реалистичнее воплощение.

Самый большой враг экспозиции — срок, который нам ставит заказчик. В советское время диораму писали два-три года, а мы на «Прорыв» потратили всего лишь четыре месяца. А ведь он в несколько раз объемнее.

— Всегда ли вы довольны своей работой?

— У меня свое видение каждого из проектов, но не всегда получается донести его до посетителей через экскурсоводов. И они не обязательно любят экспозицию так же, как я. Иногда даже ругаюсь с некоторыми музеями по этому поводу. Но есть и моменты, которые меня подпитывают: например, хорошие отзывы о наших работах в соцсетях. Они очень бодрят и мотивируют.

— Какой ваш любимый музей?

— Со многими у меня связаны памятные воспоминания. Недавно я был в Приморском музее имени В. К. Арсеньева во Владивостоке. Экспозиция, посвященная знаменитому путешественнику, сделана из фанеры, местами не покрашенной и криво обрезанной. Но смотрится так душевно и интересно, что все равно очаровываешься его личностью. Меня это тронуло.

— Значит, успех выставки не зависит от качества экспонатов?

— Он строится на совокупности нескольких факторов. В том числе очень важен человеческий: если в музее есть люди, увлеченные своей работой, — такой музей будет процветать. Главное любить то, что ты делаешь, и делать это хорошо. Немаловажную роль играет и поддержка власти — от администрации президента до местных муниципалитетов.

— Продолжаете ли вы сейчас поисковые работы?

— Да, как раз в конце октября был на раскопках на Невском пятачке. Работали на зольнике, нашли останки пятерых солдат. Но теперь это получается не так часто, как раньше: график команды «Невского баталиста» расписан на несколько лет вперед.

— Что бы вы пожелали молодым ребятам, которых влечет поисковое движение, но они не знают, с чего начать?

— Ближе пообщаться с людьми, которые разделяют их интересы и у которых уже есть опыт. Чтобы понять, твое это или нет. А дальше — двигаться вперед, искать информацию, читать, интересоваться историей. Если человек чего-то действительно хочет, у него все получится. И нужные люди найдутся, и необходимые знания появятся.

— Над чем сейчас работает «Невский баталист» и какие планы на будущий год?

— В планах у нас создание большой трехмерной экспозиции в Петербурге. Мы подавали заявку на грант и надеемся, что нам дадут помещение, вопрос решается. Параллельно сотрудничаем с четырьмя музеями в разных регионах. Обсуждаем концепции, строим планы, но к монтажу еще не приступили.

В этом году начали делать панораму в Брестской крепости. Она будет посвящена разным историческим периодам и событиям: созданию фортификационных сооружений; времени, когда крепость принадлежала полякам; подписанию Брестского мира. Помещения там небольшие, но экспозиции получатся достаточно емкими. Они станут первой работой «Невского баталиста» на территории другого государства. Белоруссия мне очень близка. В детстве в гостиной у моей бабушки стояла фарфоровая статуэтка — каска с надписью «Брестская крепость». Еще у нас дома были открытки, недавно я их нашел. Мы монтируем выставку в казармах, где держали оборону солдаты, а обедаем напротив реки Буг. Эта работа принесла нам особенные впечатления.

Беседовала Ксения КАЗАНКОВА

 

Теги: