Top.Mail.Ru

Дрога жизни: история, километры, открытия

Военная автомобильная дорога № 101. Дорога жизни. Для тех, кто любит свою землю и чтит историю, это не только легендарный путь. Это возможность прикоснуться к камню и железу, памяти и подвигу. Кольца Сатурна где-то очень далеко в космосе. Блокадные кольца — Большое и Малое — рядом. Сплав стойкости — такой, что сильнее смерти и выше звезд.

За баранкой полуторки

Поселок Осиновец с маяком, музей «Дорога жизни». Между музеем и железнодорожной станцией Ладожское озеро, где установлены памятники паровозу и кораблям, находится братское захоронение «Ладожский курган».

Музей «Дорога жизни» — современный мемориальный комплекс. Часть экспозиции расположена на двух этажах здания оригинальной конструкции, символизирующей ледяную ладожскую глыбу и одновременно напоминающей нос корабля. Экспонаты — макеты, плакаты и картины, образцы оружия, которое изготавливали в блокадном Ленинграде, приборы и модели кораблей, обмундирование и водолазный костюм, предметы обихода.

В ангаре для крупногабаритных экспонатов — блокадная полуторка ГАЗ-АА, поднятая со дна Ладоги в 1947 году, и автомобиль ЗИС-5, после освобождения Ленинграда прошедший путь до Берлина. Можно увидеть полевую кухню, морские мины, минный трал и многое другое, рассказывающее о Дороге жизни. А в павильоне «Малый охотник» — единственный сохранившийся со времен войны сторожевой катер МО-4 — морской охотник за подлодками, катера этого типа во время блокады называли крейсерами Ладоги.

На открытых площадках музея выставлена отреставрированная боевая техника и транспорт времен войны. Экспонаты можно не только посмотреть, но и потрогать руками.

Среди образцов боевой техники — транспортный самолет Ли-2Т, буксирный пароход «Ижорец № 8», самоходный двухтрюмный тендер, фрагменты корабельного оборудования — гребной винт канонерки «Бира», якорь сторожевого корабля «Конструктор», часть борта лодки «Бурея», корабельная артиллерия, полевые пушки и гаубицы.

Неизменный интерес посетителей вызывает интерактивный тир, где можно посоревноваться в меткости стрельбы из пистолета Макарова и автомата Калашникова.

В музее есть и мультимедийная система, которая позволяет оказаться за баранкой полуторки и отправиться в виртуальный рейс по льду Ладоги, где подстерегают полыньи, поломки, обстрел с вражеских самолетов. Напряженную атмосферу военного времени создают реалистичная графика панорамного экрана, настоящие рычаги управления и точно воспроизведенный ландшафт местности.

Маяк, курган и «Комсомолец»

Полосатый красно-белый маяк «Осиновец» с 366 ступенями, самый высокий на Ладоге, доступен для экскурсий. Его высота — 74 метра, свет его прожектора виден за 40 километров. На его стене памятная доска: «Отсюда в 1941–1943 годах по легендарной Дороге жизни под непрерывными бомбежками и обстрелами врага переправляли на Большую землю женщин, детей и раненых защитников Ленинграда. Подвиг героев Ладожской трассы будет жить вечно».

Ладожский курган — место упокоения 706 защитников Дороги жизни. Имена погибших выбиты в граните. В центре мемориала гранитная плита с надписью: «Военным морякам, водителям автомашин и другим героям Ладоги, погибшим в дни блокады Ленинграда на Дороге жизни в 1941–1943 годах».

У железнодорожной станции «Ладожское Озеро» на вечной стоянке застыл грузовой паровоз-воин Эш-4375 «Комсомолец». Все машинисты Эш-4375 времен войны удостоены высших государственных наград. Рядом с паровозом белеет километровый столб «47» и установлен деревянный поклонный крест.

На противоположном берегу Ладожского озера расположена деревня Кобона, крупнейший транзитный пункт Дороги жизни, с портом, паромной переправой и железнодорожной веткой.

В деревне стоит церковь Святителя Николая Чудотворца, в которой во время войны находился эвакуационный пункт для обогрева ленинградцев перед отправкой на Большую землю. Крест церкви служил маяком, так как в него были вмонтированы хрустальные шары, хорошо отражавшие свет.

Музей в Кобоне входит в состав музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». Экспозиция тематически разделена на несколько направлений: история деревни с XVI века до наших дней, жизнь и творчество поэта А. А. Прокофьева, история Кобонской школы, в здании которой находится музей, и Дорога жизни.

Экскурсия здесь проходит в формате аудиоспектакля: посетители музея рассаживаются на лавках в кузове полуторки; звучит аудиоинсталляция — воспоминания ленинградцев, эвакуированных по Дороге жизни; сопровождая текст, зажигается и гаснет свет в витринах. В другом зале транслируется хроникально-документальный фильм «Ленинград и Большая земля». Экспозиция дает представление о Дороге жизни как о сложнейшей логистической системе, возведенной в сжатые сроки в крайне тяжелых условиях.

Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись

На 40-м километре Дороги жизни, у деревни Коккорево, откуда был проложен первый маршрут до противоположного берега Ладожского озера, находится мемориал Разорванное кольцо. Южнее деревни, на берегу Ладожского озера сохранился форт, где размещалась береговая батарея Краснознаменного Балтийского флота, оборонявшая Дорогу жизни.

31-й километр: у деревни Ириновка — братское захоронение 500 человек. Вдоль шоссе А-128 протянулась стена из красного кирпича, на ней таблички с именами. Перед стеной несколько стел с историями погребенных. Это умершие в госпиталях: воины, девушки-регулировщицы, медики.

На гранитной плите высечено:

Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись.
Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.

Легендарная боевая «катюша» стоит на 17-м километре, рядом с деревней Корнево. Здесь в 1941–1943 годах располагались зенитные части Советской армии, защищавшие Дорогу жизни. Если свернуть на 12-м километре, можно увидеть еще одно памятное место — небольшой участок той самой военной дороги, вымощенный булыжником. На нем указатели: «На Ленинград» (и надпись: «1 500 000 тонн грузов доставлено в Ленинград»); «На Кобону» (и надпись: «1 200 000 ленинградцев эвакуировано»). Установлена памятная плита.

А у развилки дорог, ведущих к Ладожскому озеру и Колтушам, на 10-м километре Дороги жизни, находится мемориал Румболовская гора. Высокие мощные зеленые формы дубового и лаврового листов, повторяющиеся четырежды, символизируют силу и славу. Маленький черный желудь перед листьями — символ зарождающейся жизни. Неподалеку стоит плита, на которой выбиты нетленные четыре строчки Ольги Берггольц:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги.

На 6-м километре раскинулись Балтийские крылья — памятник бойцам эскадрилий Ленинградского фронта. А на 3-м километре Дороги жизни расположен мемориальный комплекс, воздвигнутый в память о погибших детях блокадного Ленинграда: Цветок жизни, 900 берез, Аллея дружбы и памятные плиты-странички, на которых высечены стоки из блокадного дневника Тани Савичевой.

На всем пути следования транспорта по военной дороге № 101 в любую погоду, под бомбежками и артобстрелами стояли регулировщицы — девушки, благодаря которым машины, перевозящие людей и продовольствие, боеприпасы и снаряжение, безостановочно шли в нужном направлении. Их бессмертному подвигу посвящен памятный знак, установленный у железнодорожного переезда «Рябовский», где стоял первый километровый столб Дороги жизни — белый столбик со звездой и цифрой «1».

«Зеленый пояс Славы Ленинграда» — уникальный мемориальный комплекс протяженностью более 200 км, состоит более чем из 80 разных памятников, обелисков и стел. В него входят «Большое блокадное кольцо», Ораниенбаумский плацдарм — «Малое блокадное кольцо» и памятники, расположенные вдоль Дороги жизни.

Возрождение «Зеленого пояса Славы Ленинграда» президент РФ Владимир Путин взял под личный контроль в мае 2014 года. Постепенно памятники из федерального подчинения перешли в региональное, а губернатор Ленобласти обратился к бизнес-структурам с призывом взять шефство над объектами мемориала. И был услышан: памятники и музейные комплексы отреставрировали и реконструировали к 70-й годовщине Великой Победы.

Евгения ДЫЛЕВА
Теги: