Пинок по схеме
Естественно, что любой человек всегда думает, прежде всего, о личных перспективах. Но с годами всё больше и больше понимаешь, как связаны эти самые личные — с общими. 2018 год принесёт нам выборы президента России. И с тем, как президент поведёт нас вперёд, связаны, наверно, самые сильные размышления, переживания и надежды. Много лет консолидации даром не прошли, оспаривать совершенно новый уровень стабильности государства вряд ли кто-то станет. Но вопрос, скорее, именно в дальнейшем развитии. Если рассматривать эту стабильность как отправную точку и фундамент, то очевидно желание понять и увидеть, каким будет следующий этап.
И, думаю, многие согласятся с тем, что ждут не изменений, а развития. Более быстрого, чем сейчас, и более активного. Структурные перемены в экономике напрашиваются сами собой. Консолидация главных экономических активов в руках государства на определённом этапе была, вероятно, неизбежной. Но следующий шаг, очевидно, потребует диверсификации направлений развития. Мы все понимаем, что толчок для частной инициативы более чем ожидаем. Это, в конце концов, ясно на самом базисном уровне, для понимания этого никакие разговоры наверху по большому счёту даже не требуются, хотя и они идут постоянно. Для ускорения роста требуется рождение новых, если хотите, брендов, которые бы стали символами нового и своего рода катализаторами развития. Это имело бы не только сиюминутный экономический эффект, но долгоиграющие последствия — отчасти даже психологического свойства. Мы все привыкли к тому, что за нами сырьевые ресурсы и технологии обороной отрасли. Но многообразие отраслей вселило бы уверенность, что мы способны изобретать разное. Это и вправду очень важный аспект. В последние десятилетия многие страны стали буквально идентифицироваться с вновь возникшими там брендами, ставшими такими моментально узнаваемыми приметам.
Для многих Швеция, допустим, уже не только и даже не столько автомобили Volvo или Saab, но прежде всего — одежда марки H&M.
При том, конечно, что доли этих брендов в национальной экономике наверняка несопоставимы. То же самое произошло и с Испанией с появлением Zara и Mango. Это такие постоянно бросающиеся в глаза примеры неожиданных ходов, в особенности в тех странах, которые прежде с общедоступной модой не ассоциировались. Понятно, что в Швеции всегда была особенно надёжная северная одежда, а в Испании, к примеру, кожа, обувь и «бирюльки». Но пришло другое — обращённое к самому широкому потребителю в буквальном смысле на всём земном шаре. Возможно, такие примеры — лучшие свидетельства правомерности Нобелевской премии по экономике этого года — «теории пинка» (nudge theory). Часто нужен толчок почти иррационального свойства в рациональной схеме, тогда и приходит настоящий успех.
Вот как раз таких неожиданных примеров нам и не хватает. Придумали, запустили — и заработало на полную катушку. Думаю, что в нашем уже столь глубинно потребительском мире это прозвучит сильнее, чем запуск спутника на орбиту. И к тому же убедит молодёжь в возможности успешного старта. Ведь ничего нет более удручающего, чем статистика 2017 года, по которой только 2% молодых хотят идти в частный бизнес. Понятно, что для появления подобных инициатив нужны условия. Над ними и стоило бы работать на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Не усложнять, а помогать, не опутывать сложными бюрократическими схемами, а расчищать дорогу. Посмотрите, ведь на самом бытовом уровне нас всегда радует появление новых магазинов, кондитерских, пекарен.
Мы фиксируем новые сети, проверяем и находим в них подходящий товар, вводим их в нашу потребительскую базу.
Чем больше база с притягательными флажками, тем лучше. Там — пирожок, здесь — пирожные, тут рыба, а там — чашки. И чем больше среди этих флажков родных, отечественных, тем внутренне оптимистичнее жить. Думаешь, вот ведь как здорово придумано. А дальше, с тихой гордостью — свои! Потому и остаётся пожелать в новом году побольше таких удач, а чем более неожиданных, тем лучше. И представьте себе, что вы идёте, к примеру, по Стокгольму и вдруг видите нашу марку.
Почему–то кажется, что это может порадовать больше, чем прирост экспорта газа. И улыбка здесь — лучший аргумент.
Алексей ЛЕПОРК