Top.Mail.Ru

Сколько тpоп и доpог…

Во время празднования ленинградского Дня рождения в Сланцах губернатор Александр Дрозденко объявил, что следующий областной год станет Годом истории.

 

Для нашего региона это — более чем уместно. Ведь половина учебника истории лежит прямо здесь, у нас под ногами. Мы с вами живём не просто на своей земле. Мы родились и живём на перекрёстке дорог. Прекрасных, замечательных, удивительных, — просто как в сказке.

Сказке волшебной, страшной, романтической, причём всё это — одновременно. Здесь тебе и купцы, и рыцари, и пираты, — всё, что только пожелаешь, помнят эти дороги.

Услышать отзвуки

По одной из них шёл когдато ярл Рёрек со своим родом и дружиной, шел княжить Русью по призыву Новгорода. По той же дороге — через Неву, через грозное озеро Нево, через суровый Волхов, бурный Ильмень и дальше по Шелони и Ловати — тянулся легендарный путь из варяг в греки. С севера на юг — воск, пушнина, мёд, янтарь, грозные русские мечи. С юга на север — шёлк, чай, благовония, золото, яды. Культурный обмен, ничего не попишешь!

На этом пути столетиями звенело то серебро, то сталь, спешили из варяг в греки и из грек в варяги торговые караваны, торопились, бряцая оружием, незваные гости, двигались им навстречу русские дружины, неизменно бившие обнаглевших любителей захватнических походов. Где-то здесь, на берегах Невы, до сих пор остались отпечатки ног ярла Биргера и князя Александра, прозванного Невским. И кажется порой, что, прислушавшись, можно уловить отзвук той битвы.

А вот – другая дорога, с запада на восток, с востока на запад, — через озёра и протоки Вуоксы, от тогда ещё деревянного пограничного замка Торгильса Кнутсона до крепкостенного Тиури-салми и ещё дальше — до Кукушкиного острога, что на Ладоге, от нынешнего Выборга через Тиверск и до нынешнего Приозерска. И снова — сталь и мёд, меха и вина, воск и корабельное дерево, мало что поменялось за истекшие два без копеек тысячелетия! Правда, Тиверска больше нет, и Вуокса изменилась настолько, что былые купцы, проводившие свои струги по её протокам, не узнали бы знакомых берегов, а память о старом торговом пути осталась, — где-то в руинах, гдето в топонимах. И на выборгской площади Торгильс, — бронзовая фигура с рунами на постаменте, — с удивлением смотрит на замок, выросший на месте его крепостицы.

Где горяча кровь и холодны воды

Или вот, пожалуйста, третья дорога. От ганзейских Ростока и Любека на восток и на юг. Опасная трасса, — на ней водились даже пираты! Но зато в конце её — ганзейский Новгород и ганзейский Тихвин: лён, посконь, смола, сырое и кованое железо, драгоценные камни. Чем был бы английский флот, захвативший полмира, без русских пеньковых канатов? Пока не легла в ХVI веке под испанскую корону Манила, — вся надежда была только на них! А без русской парусины? Куда бы уплыли «Пинта» и «Нинья», если бы не «русский лён» их парусов? Смотришь на мелкую и карпризную Тихвинку, и недоумеваешь: неужели по этой вот самой реке шли с товарами ганзейские суда!?

А ведь шли! Куда только не заплывёт купец в поисках доброй торговли! А вот — ещё один путь, уже не внешнеторговый, а внутренний. От всё того же Новгорода на северо-восток. Через Волхов, через Ладогу, через Свирь против течения в Онего-озеро и дальше. К Олонцу, к далекой Кеми, к Соловецкому архипелагу, туда, где крепки и вера, и крепостные стены, где горяча кровь и холодны воды Белого моря. Впрочем, и Волхов, и Свирь свою роль сохранили: как и прежде, несут корабли вверх и вниз по течению. Правда, не строят больше кораблей в Лодейном поле, но зато в Новой Ладоге — строят.

Мало дорог? Есть ещё! Здравствуй, Ямбургский тракт! Как и в стародавние времена мощной твердыней прикрывает его Ивангород, — крепость, выстроенная, согласно легенде, на одной лошадиной шкуре. Хмуро смотрят её бойницы через реку на сопредельную Нарву. Нет уже Ямбурга, есть Кингисепп, в далекое прошлое ушла система ямской гоньбы, почтовых станций с подменными лошадями, а тракт — вот он, здесь. И где-то там, под чёрной рекой асфальта, мешаются следы колес купеческих подвод с отпечатками копыт боевых коней, а на полях вдоль дороги нет-нет, да и выворотит плуг наконечник стрелы, потерянное стремя, рукоятку меча.

Основа стабильности

Самое, пожалуй, что удивительное — даже не то, как причудливо заплелись в паутину все эти пути, а то, что мы воспринимаем их как должное, как совершенно обыденную деталь нашей жизни. А, между тем, мы с вами — счастливейшие люди!

Половина учебника истории лежит прямо здесь, у нас под ногами. Протяни руку, — и вот оно, наше прошлое. Страшное и прекрасное, героическое и кровавое, но самое главное — наше! Оно здесь, прямо вокруг нас, как в музее — Столбовский и Ништадтский мир, Невская битва и осада Тихвина шведами, первая столица Руси и столица петровской России. И это ещё не говоря о героике Великой Отечественной, о событиях по историческим меркам совсем недавних!

В этом — наше с вами величайшее счастье. В этом — основа душевного равновесия, стабильности, позволяющей двигаться дальше, к тому, что ещё только будет, смело опираясь на то, что было.

Мы живём на костях наших предков, нас окружают отблески их славы, эхо их желаний и стремлений. Мы дышим с ними одним воздухом и ходим по тем же путям, что и они. Их дороги — это наши дороги. А дорог в Ленинградской области — хватает.

Сергей КОРМИЛИЦЫН  

Теги: