Дружинники, муниципальная полиция или участковый с высшим юридическим образованием
О том, что этот вопрос — крайне важный, говорила серьёзность, с которой подошло к участию в заседании руководство ГУВД. Заместитель начальника полиции по Ленинградской области Михаил Ильин привёл с собой целый пул руководителей самого высокого ранга, ответственных за службу участковых и за организацию охраны общественного порядка.
Клерком в офис или участковым на территорию: что выберет молодой юрист?
В выступлении председателя комиссии Общественной палаты по общественному контролю, противодействию коррупции и взаимодействию со СМИ Вениамина Петухова, в докладах заместителя начальника полиции по Ленинградской области Михаила Ильина и его коллег, а также представителя областного комитета правопорядка и безопасности Марата Ильина круг проблем был очерчен достаточно чётко.
Прежде всего, региону не хватает участковых. По нормативам один участковый должен приходиться на 2 800 жителей. По факту, у нас один участковый на 6 082 человека. Всего не хватает 245 участковых, больше всего — во Всеволожском, Выборгском и Гатчинском районах. С того момента как федеральным законодательством регионам было запрещено выделять ассигнования из своих бюджетов на участковых и патрульно-постовую службу, ГУВД лишилось порядка полутора тысяч сотрудников, которые ранее финансировались из бюджета Ленинградской области.
Впрочем, на сегодняшний момент, уже не это главное. Заполнить даже имеющиеся вакансии очень непросто: закон требует, чтобы у участкового было высшее юридическое образование. Понятно, что выпускник юридического факультета предпочтет сытую, спокойную, изначально неплохо оплачиваемую карьеру клерка трудной, неблагодарной и не очень щедро оплачиваемой работе участкового.
При этом для многих неплохих, готовых работать, служивших в армии и имеющих высшее (но не юридическое образование) ребят профессия участкового теперь закрыта. Особенно остро нехватка участковых сказывается в самых малонаселённых районах с огромной территорией — таких, как Лодейнопольский или Подпорожский, и, наоборот, в самых густонаселённых точках Ленинградской области — в новостройках Мурино и Кудрово.
По словам представителя комитета правопорядка и безопасности Ленобласти Марата Ильина, от жителей Мурино и Кудрово поступает немало жалоб. Люди недовольны высоким уровнем преступности: участились правонарушения со стороны гастарбайтеров, угоны автотранспорта, при этом большинство граждан даже не знает, кто их участковый.
Восполнить нехватку участковых могла бы муниципальная милиция, но её нет, поскольку закон о муниципальной милиции на федеральном уровне так до сих пор и не принят. — народные дружинники. Но и здесь пока дела обстоят не так, как хотелось бы.
Восемь дружин? Нет, восемь дружинников!
Михаил Ильин специально полностью зачитал справку о числе народных дружинников в каждом муниципальном районе. Из документа понятно: по-настоящему значительной силой дружинники являются только в Киришском районе — здесь их 493 человека. К числу районов, где также ответственно относятся к дружинникам, можно отнести Выборгский (здесь их 108 человек) и Гатчинский (71 человек). В остальных районах число дружинников колеблется от 66 до 8... Кто-то из участников заседания даже переспросил: это число дружин? «Нет, это число дружинников», — был неутешительный ответ.
«Мы не собираемся перекладывать свою работу на плечи граждан, — подчеркнул Михаил Ильин. — Но, безусловно, даже визуальное присутствие дружинников на улице помогает нам и в профилактике, и в пресечении правонарушений». Заместитель начальника полиции выразил надежду, что Общественная палата поддержит скорейшее принятие областного закона, который даст дружинникам льготы (в частности, обеспечит страхованием и бесплатным проездом).
Если финансировать участковых и патрульную службу регионы и муниципалитеты по закону не могут, то предоставлять помещения для их работы местные власти должны. Но и здесь тоже не всё пока обстоит гладко: на 1 июня 2016 года участковым не предоставлено 105 служебных помещений — в Гатчинском, Лужском, Всеволожском, Тосненском, Приозерском районах. Несмотря на имеющиеся проблемы, ситуацию в сфере обеспечения правопорядка заместитель начальника полиции Михаил Ильин назвал стабильной и спокойной: — Мы открываем новые здания, новые подразделения в области — такого не было никогда. Новые изоляторы временного содержания соответствуют всем европейским нормам настолько, что даже оказываются лучше, чем рабочие кабинеты сотрудников. Впрочем, и помещения для полицейских сейчас становятся всё лучше. Для увеличения численности участковых на территории области 9 штатных единиц взято из СанктПетербурга. С главами администраций у нас налажено хорошее взаимодействие».
Недремлющее око Нового Девяткино
О том, что местные власти могут сделать, не дожидаясь закона о муниципальной милиции, членам Общественной палаты рассказал глава администрации Нового Девяткино Дмитрий Майоров. Его сообщение, сопровождавшееся слайдами и видео, вызвало позитивную реакцию: в Новом Девяткино, похоже, находят силы и средства, чтобы обеспечивать людям безопасную среду. Видеокамерами здесь снабжены не только подъезды, но и все общественные пространства — по сути, вся территория посёлка охвачена видеонаблюдением. За происходящим следят 75 камер, скоро к ним добавятся еще 22. Видео с них выводится на пульт в администрации.
ДНД была воссоздана в Новом Девяткино еще в 2003 году. Дружинники проходят обучение, работают на всех поселковых массовых мероприятиях, помогают патрулировать территорию. Еще один хорошо известный, но не всеми активно используемый способ предупреждения правонарушений — создание комфортных, притягательных для людей общественных пространств. Там, где собираются, гуляют, отдыхают добропорядочные граждане, где всегда светло и работают видеокамеры, сама собой исчезает питательная среда для мелких правонарушителей.
По завершении докладов каждому члену Общественной палаты было предложено сформулировать свои предложения в письменном виде. На их основе будут подготовлены рекомендации палаты. Впрочем, некоторые предложения прозвучали и прямо на заседании. О них — в рубрике «Прямая речь».
Прямая речь
Нонна ВОЛЧКОВА, член Общественной палаты Ленинградской области, Почётный гражданин Ленинградской области:
«Раз законодательство требует, чтобы у участковых было высшее юридическое образование, а молодые выпускники-юристы в участковые идти не хотят — давайте будем готовить их целевым образом: оплачивать высшее образование с обязательством отработать определённое количество лет участковым».
Ирина КНЯЖЕВА, член Общественной палаты Ленинградской области, заместитель председателя комиссии палаты по социальной политике и делам ветеранов:
«На положение дел с подростковой преступностью очень сильно влияет уровень трудоустройства подростков. А трудоустроить, например, школьника на время каникул теперь очень сложно: прежде было достаточно простой справки от школьного врача, теперь требуется полноценное медицинское освидетельствование, платить за которое работодателю не выгодно, а родителям — не по карману. Считаю, что нужно вернуть старую систему, при которой достаточно справки от школьного врача — ведь он знает и ведёт ребенка с 1 класса, а, значит, лучше других осведомлен — можно ему работать или нет».
Галина БЕЛИКОВА, член Общественной палаты Ленинградской области, председатель комиссии палаты по агропромышленному комплексу, предпринимательству и экологии:
«По сегодняшним выступлениям представителей муниципалитетов мы видим, что у тех, кто понастоящему заинтересован бороться с уличной преступностью, обеспечивать правопорядок — есть результат. Считаю, что нужно сделать одним из критериев оценки деятельности руководителей муниципальных образований вопрос обеспечения безопасности на территории».
Вениамин ПЕТУХОВ председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю, противодействию коррупции и взаимодействию со СМИ:
«В мою бытность заместителем начальника, начальником ГУВ Д — представитель ГУВ Д был членом правительства Ленинградской области. Считаю, что и сегодня нужно в той или иной форме узаконить участие руководителей органов внутренних дел в заседаниях правительства и администраций муниципальных образований: чтобы иметь всю информацию о положении дел и оперативно реагировать».
Игорь АНИН