Как не стать жертвой информационной фейк-атаки на конституционный референдум
Тридцатистраничный доклад под названием «Картина фейком. Информационные манипуляции в период подготовки к общероссийскому голосованию по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации» опубликовала ассоциация «Независимый общественный мониторинг».
Авторы доклада навевают тяжёлую грусть сухим аналитическим языком по иллюзиям о независимости нашего мышления в смысле сопротивляемости фейк-атакам, а также предлагают решения, которые точно не оценил бы Чапаев.
Как следует из названия, доклад посвящен фейкам. В самом начале аналитики раскрывают механику создания фейков и механизм их воздействия на наше сознание, прежде чем переходят к конкретике текущего момента.
В целом, как создают фейки известно: берут полтора слова правды, замешивают на литрах домыслов и приправляют вирусом раздражительности. Один щелчок и всё готово.
Главное замаскировать сам вирус раздражительности под праведный гнев – иначе никак.
Подобная смесь, к сожалению, срабатывает на людях – доказано историей. А социальная инженерия сегодня красиво упаковывает науку манипуляции человеческим сознанием в соответствии с современными реалиями и эффективно пользуется этим.
Сегодня социальные сети стали средством распространения фейка (он же слух, сплетня, оговор и клевета). Получается быстрее и эффективнее, чем в старые времена, когда источником сплетен были женщины, сидевшие на скамейках у колодца.
Даже страшно подумать, что бы было, если бы соцсети появились уже в средневековье.
Хотя умело запущенные слухи и сплетни, и без интернета помогали рушить империи. К примеру, кто распускал ложь про последнюю нашу императрицу, работающую якобы на германское командование? И нашлись те, кто поверил.
В докладе ассоциации «Независимый общественный мониторинг» говорится про воздействие современных фейк-технологий так:
«Почему в информационном мире потребители становятся жертвами информационных манипуляций и фейков? Одной из основных причин являются особенности человеческого восприятия, когда потребитель не хочет и не видит смысла проверять информацию. – указывают авторы доклада. - Уровень информированности и знаний потребителя о проблеме формируется только через призму некритического восприятия личного опыта. Человек принимает как правду то, чему есть подтверждения в его личной практике, какой бы скудной она не была, не может или не хочет воспринимать картину целиком».
Человека, который воспринимает фейк за чистую монету, отличает то, что ему необходимо поделится этим.
И если кто-то вздумает разоблачать этот усвоенный фейк, то ответная реакция будет нешуточной.
«Подтверждение значимости информации «единомышленниками» становится доказательством верности собственной позиции. Фейк, ставший «личной позицией», хочется защищать», - констатируется в докладе.
В нашей стране ни одно значимое политическое или социальное событие не обходится без массированной фейк-атаки, как, впрочем, и по всему миру. Всё-таки, фейк-оружие очень простой и соблазнительные инструмент.
Было бы удивительно, если бы под внесение поправок в Конституцию РФ не отстроились фейк-войска.
Кто станет читать эти сложные и большие тексты? Единицы. Массы обычно вчитываться не любят. Именно так нас оценивают «социальные инженеры» или примерно так.
Например, в 2014 -2015 года в книжном магазине появилось издание Конституции России с изменениями, когда Крым и Севастополь вернулись. А на титуле написан 2020 год. Ну и что, что это год издания? Кто помешает сфотографировать и «запостить» с обличающим комментарием вроде: «Видите?! И голосования не дождались!!!»? Просто и действенно.
Или вот такая информация, которую перечисляют авторы доклада в связи с атакой на голосование по изменениям в Конституцию, проворачивая операции над нашим сознанием:
Довольно простенькие информационные провокации, задача у которых одна – люди должны принять ложь за правду. А после она встанет между теми, кто подмены не заметил, и теми, кто всё-таки её разглядел. В итоге спор пойдет между ними уже не о сути самих поправок, а о том, кто дурак.
Для авторов фейк-атаки — это очень хорошо. Главное, чтобы люди не задумывались о том, что они читают. Пока от этой напасти вакцинации нет.
Печальнее всего то, что до сих пор человечество, и авторы доклада в отдельности так и не смогли предложить быстрое и эффективное противоядие от подобных манипуляций.
«Развитие медиаграмотности, критического мышления у населения целесообразно, но панацеей не является, так как «творцами» фейков являются профессионалы, владеющие специальными познаниями в сфере социальной инженерии, когнитивной психологии, маркетинга, информационных технологий, а потребителем – простой человек, знаний которого недостаточно для постоянных разоблачений изощренных методов манипуляторов. Для организации работы по профилактике и пресечению фейков в сфере электоральных процессов необходим комплекс мер, включая организацию межведомственного взаимодействия в медиасфере, создание диалоговых площадок, обмен положительным опытом применения современных медиатехнологий. Борьба с фейками должна идти на фоне активного информирования населения, продвижения разъяснительных материалов и видеороликов в СМИ и соцсетях», - сообщается в докладе.
Перед теми, кто осилил цитату до конца, можно снять шляпу. Остаётся лишь надеяться на то, что тех, кто фейки-сплетни и ложь нутром чует, у нас всё-таки больше и, конечно же, рассчитывать на собственную мыслительную независимость.
Что из этого всего выйдет узнаем сразу после 1 июля.