Top.Mail.Ru

Экзамен для взрослых

В системе образования Ленинградской области за последние несколько лет произошло немало перемен, сделавших регион новатором этой сферы. Но нет предела совершенству

Быстрее, чем в СССР

Стратегия развития областной системы образования просчитана на многие годы вперед – до 2030 года. Главная задача – предоставление качественного образования всем детям, независимо от места их проживания. Без проблем не обходится, и в основном они связаны с быстрым приростом населения в приграничных с Петербургом районах.

– Система образования развивается, – отметил на недавнем заседании коллегии областного комитета общего и профессионального образования глава региона Александр Дрозденко. – За шесть лет не закрыта ни одна малокомплектная школа. В самой маленькой – пять учащихся. Гордимся и самой большой школой в Кудрово, которую можно считать технопарком. По темпам строительства объектов образования – школьного, дошкольного, специального – мы опережаем лучшие годы советской власти.

По словам губернатора, проблема с детскими садами в течение двух лет будет полностью закрыта. Самая сложная ситуация в районах новых многоэтажек, где население стремительно прибавляется. Но есть «понимание и план, который позволяет поэтапно, при участии застройщика решать эту проблему».

По данным областного правительства, в прошлом году в дошкольных учреждениях региона появилось 2662 новых места (в том числе 961 – для детей до трех лет). Не меньше 1100 новых мест появится в нынешнем году, большинство из них – во Всеволожском районе.

Детский сад в ЖК «Мурино 2019» введен в эксплуатацию в конце января. В сентябре трехэтажное здание, рассчитанное на 210 малышей, распахнет свои двери. Фото: группа ВК «Детские сады Мурино Бугры Девяткино | школы»

Сейчас в Ленинградской области работает 383 детсада и 375 общеобразовательных школ (37 из них – малокомплектные). Общая численность учащихся школ – 154 333 человека. В 2018 г. открылись две школы на 1175 мест и на 700 мест в Мурино (Всеволожский район). В 2019-м продолжается строительство трех школ: в Вознесенье (Подпорожский), Шлиссельбурге (Кировский) и Пустомерже (Кингисеппский район), реконструкция двух школ: в Лужском и Волосовском районах, а также запланирован капитальный ремонт девяти школ. Шесть образовательных учреждений строятся по федеральной программе «Стимул» и региональной программе «Соцобъекты в обмен на налоги».

В системе образования Ленобласти работает около 450 тысяч человек, больше 22,3 тысячи – педагоги. В течение последних трех лет на работу в школы и дошкольные учреждения образования пришли более 1300 молодых педагогов, 27% учителей – моложе 35 лет.

География проектов

На заседании коллегии подписаны два соглашения о сотрудничестве правительства региона с Российской академией образования (РАО) и Государственным Русским музеем.

В основе соглашения, под которым поставили свои подписи Александр Дрозденко и президент РАО Юрий Зинченко, реализация совместных проектов в области развития и модернизации образования в Ленобласти, повышение педагогических работников, участие в совместных международных и национальных образовательных, инновационных программах и проектах, организация конференций, форумов, семинаров.

Например, регион и РАО собираются реализовать проект по созданию и внедрению системы сопровождения психологической безопасности в школах.

– Ленинградская область первой в России построила мультицентр социальной и трудовой интеграции, где люди с ограниченными возможностями здоровья получают не просто навыки и профессии, но и стопроцентную возможность социализироваться, – сказал Юрий Зинченко. – Здесь же, в Кудрово, построена уникальная школа-технопарк. Неудивительно, что именно в Ленинградской области мы планируем реализовать и пилот в области психологической безопасности.

– Если мы хотим дальше успешно развиваться, нам нужны сильные партнеры, и сегодня у нас такие партнеры есть, – оценил важность подписанного соглашения губернатор. – Реализуется уже несколько проектов с Русским музеем. Это лучший, самый продвинутый музей на Северо-Западе, и действующая здесь программа виртуальных экскурсий дает нашим школьникам возможность погрузиться в мир художественного искусства, не выходя из школы. Сегодня мы расширяем сотрудничество, проверенное временем.

– Ленинградская область стала первым регионом в России, подписавшим соглашение о сотрудничестве с Российской академией образования, – подчеркнул председатель областного комитета образования Сергей Тарасов. – Год за годом сотрудничество продолжается, что не может не радовать.

А директор Русского музея Владимир Гусев напомнил, что «время меняется, и приходится за ним поспевать».

– География наших проектов должна расширяться на карте региона, – отметил он. – Должны появляться новые населенные пункты, где мы присутствуем. Благодаря цифровым технологиям мы этого добьемся. Надо помнить, что вместе с технологиями меняются дети. В музее им уже скучно – не нравится, что картинка не двигается, а просто висит на стене. Поэтому и музеям надо меняться, постоянно предлагая что-то новое, креативное. В этом отношении мы многое можем сделать совместными усилиями с вашим регионом. Тем более что в Ленинградской области внимательно относятся к оснащению образовательных учреждений и в целом к образованию.

На протяжении последних пяти лет областному правительству и Государственному Русскому музею удалось сформировать сеть из 22 информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» на базе общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования и учреждений культуры.

Музей обеспечивает содержание занятий в центрах, а область предоставляет площадки. Кроме того, за счет средств бюджета региона создан и действует Мобильный образовательный центр Русского музея.

Особые программы

В Ленобласти собственный, эксклюзивный подход к одаренным детям. Функционирует региональный центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект», в котором обучаются около 700 талантливых школьников, углубленно занимающихся математикой, физикой, химией, историей, русским языком и литературой. Дети, помимо основной учебы, занимаются проектной и исследовательской деятельностью. 

На острове Коневец в Ладожском озере для одаренных детей будет открыт специализированный лагерь, куда пригласят на работу лучших отечественных и зарубежных преподавателей.

– Мне бы очень хотелось, чтобы эта программа была более разнообразной, – говорит глава Ленобласти. – Чтобы не одни и те же дети из года в год ездили в наши пионерские лагеря, на базы отдыха, а чтобы мы отбирали детей по направлениям, обязательно не забывали трудных детей, особых. Эта система должна быть живой, она должна меняться. Такая работа – настоящий экзамен для взрослых.

В 24 образовательных организациях Ленобласти действуют адаптированные программы для 2961 ребенка с проблемами здоровья, 975 из них – дети-инвалиды. Список таких учреждений в прошлом году пополнился: на базе Мгинской школы-интерната создан региональный ресурсный центр по сопровождению детей, имеющих одновременные нарушения слуха и зрения.

А скоро в области появится Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей, который чем-то будет похож на Царскосельский лицей. Этот масштабный проект будет реализован совместно с СПбГУ. Талантливых детей соберут под одной крышей, где они будут жить и учиться по примеру лицейского братства. Лицеистам предложат выбрать прикладное, гуманитарное или художественное направление. Предполагается, что выходные дни у детей будут домашними. Правда, есть предложение субботу превратить в экскурсионный день, посвященный, скажем, экскурсиям в музеи.

По официальной статистике областного правительства, в прошлом учебном году образовательными программами для одаренных детей было охвачено более 4 тысяч школьников.

Евгения ДЫЛЕВА

На фото: На базе центров «Русский музей: виртуальный филиал» в муниципальных районах Ленобласти постоянно проводятся просветительские лекции и экскурсии для школьников, а также встречи с учителями.
Фото: ГБУ ДО Центр «Интеллект»

Теги: