Top.Mail.Ru

Областные автобусы: кому везет, кому не везет?

Жители населенного пункта А окоченевают на остановке — автобус опять опаздывает. В пункте Б не желают изучать расписание и предпочитают добираться до работы на раздолбанных «шахид-мобилях». А в далекий заснеженный пункт В автобус приезжает вовремя, но везти ему оттуда некого. В проблемах областных автоперевозчиков и пассажиров попытался разобраться наш корреспондент.

Частники рулят, и неплохо

Почти абсолютное большинство всех пассажирских автобусных перевозок в области осуществляют частные компании. Транспортных МУПов и ГУПов почти не осталось, а те, что уцелели, пребывают в состоянии «пациент скорее мертв, чем жив». Они не нужны: частников в регионе более чем достаточно.

Впрочем, это не значит, что любой желающий по своему усмотрению может вывести автобусы на любой понравившийся ему маршрут. Компания должна соответствовать всем требованиям организации пассажирских перевозок — это касается технического состояния автобусов, наличия ОСГОП (обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров) и других моментов. Выполнив требования, компания обязана заключить договор с муниципальным образованием, на территории которого планирует возить пассажиров, или региональным Управлением по транспорту.

По заказу управления работают перевозчики, чьи автобусы курсируют между Петербургом и районами Ленобласти. Таких на сегодняшний день порядка 50, и в общей сложности они обслуживают 172 региональных маршрута. Проблем с ними не наблюдается: транспорт работает четко, безопасно и по графику, независимо от времени года и погодных условий.

Хороший пример — одна из крупнейших областных компаний «Барс-2», чтобы не сорвать хотя бы один рейс в период сильных морозов, закупила дополнительные запасы топлива и организовала внеочередное техническое обслуживание своих транспортных средств. Автобусы по необходимости прогревают даже по ночам. А сотрудники диспетчерской службы компании оперативно принимают и обрабатывают все обращения граждан. «Как результат — жалоб на работу этого перевозчика нет, — пояснили нашему корреспонденту в региональном управлении по транспорту. — Автобусы ходят по расписанию, срывов не бывает».

Нет проблем и с другими официальными перевозчиками. Головную боль у чиновников, сотрудников надзорных органов и пассажиров на региональных маршрутах вызывают лишь нелегалы.

Регулярно — не значит законно

В прошлом году Межведомственная транспортная комиссия, куда в том числе входят сотрудники ГКУ «Леноблтранс», ГИБДД, Ростехнадзора, миграционной и налоговой служб, провела 107 рейдов по поимке нелегальных перевозчиков в 12 районах Ленинградской области. Было возбуждено 434 административных дела в отношении компаний, которые организуют пассажирские перевозки незаконно или с серьезными нарушениями.

«По результатам проверок на спецстоянку было эвакуировано 45 автобусов, — отмечает заместитель начальника управления по транспорту 47-го региона Михаил Присяжнюк. — Это самая действенная мера, ведь таким образом недобросовестный бизнесмен лишается возможности зарабатывать. Одним из основных нарушений, помимо запрещенного дублирования трассы официального перевозчика, является отсутствие ОСГОП. Штраф за это может составить до миллиона рублей».

К сожалению, другого способа борьбы с нелегалами, кроме как устраивать рейды и отлавливать, пока не изобрели. Точнее, способ есть: незаконный бизнес исчезнет, как только пассажиры задумаются, стоят ли 10–20 минут ожидания на остановке их жизни, и предпочтут добираться из пункта А в пункт Б спокойно и безопасно. Но пока это, увы, не работает.

Мороз. Идите вы... пешком!

В отличие от региональных перевозчиков, в адрес компаний, работающих по заказу районных администраций, иногда звучат серьезные претензии.

в конце января, когда столбики термометров местами опускались до -25..--30 градусов, на слуху оказалась ситуация в Сосновом Бору, где местный перевозчик регулярно срывает рейсы, ссылаясь на плохо почищенные в городе дороги и сильные морозы. Речь идет о коммерческой компании «ЛАЭС-АВТО» — именно она по договору с администрацией обслуживает все внутригородские маршруты, в том числе подвозит работников к ЛАЭС, ЛАЭС-2 и в институт НИТИ. К работе этого перевозчика накопилось немало вопросов.

К примеру, в прошлом году в ходе проверки Ростехнадзора оказалось, что ни на один из 60 автобусов компании не оформлены полисы ОСГОП. Это серьезное нарушение заслуживало сурового наказания в виде 60 миллионов рублей штрафа (по миллиону за каждый автобус) и ареста транспортных средств. Но поскольку после таких мер весь Сосновоборский городской округ мог остаться без общественного транспорта, перевозчик отделался лишь легким испугом.

И вот — новый поток претензий к «ЛАЭС-АВТО», на этот раз в социальных сетях.

«Уважаемые ЛАЭС-АВТО и администрация города, крик души! — написала в одном из городских пабликов жительница Соснового Бора Елена. — Насколько нужно не любить своих жителей? С 9 января по расписанию с утра ни один городской автобус не шел. Все это время держится температура воздуха от минус 15 до минус 19 градусов. Ожидание маршрутов составляет от 20 до 40 минут. Вызвать утром такси — это на грани фантастики, даже за 120 рублей. Вопрос к вам, уважаемые: этот вопрос решится к апрелю? Когда народ сможет свободно ходить пешком, ведь уже к тому времени все пешеходные маршруты будут вычищены от снега».

Другие горожане тоже поделились своими отнюдь не положительными отзывами. И были правы: по оценкам отраслевых специалистов, ежедневно «ЛАЭС-АВТО» срывает порядка 10 рейсов из 60 имеющихся.

В беседе с нашим корреспондентом перевозчик оправдывался, ссылаясь на сильные морозы. Но почему же морозы не мешают его региональным коллегам, которым ни холода, ни гололед нипочем? Может быть, потому, что заказчик из областного правительства строго спрашивает за нарушения условий договора и четко следит за его исполнением? Чиновники сосновоборской администрации, судя по всему, гораздо лояльнее к нерадивому исполнителю муниципального заказа. По крайней мере, как отмечают пользователи соцсетей, местные власти в ответ на потоки жалоб лишь разводят руками и просят подождать.

Пришлось вмешаться руководству региона. В администрацию Сосновоборского городского округа было направлено официальное письмо с требованием усилить контроль за деятельностью компании «ЛАЭС-АВТО». А затем в региональном управлении по транспорту прошло совещание с участием сосновоборских чиновников и представителей «ЛАЭС-АВТО».

Отметим, что участие региональной власти в такого рода ситуациях может носить лишь совещательно-рекомендательный характер. А вот карать или миловать и заставлять бизнесменов более качественно и ответственно подходить к своей работе — полномочия местной администрации. Рычаги воздействия на недобросовестного перевозчика у муниципальных чиновников есть, к тому же они могут подключить к делу надзорные органы и контрольные ведомства.

Власти Соснового Бора охотно пошли на диалог и клятвенно пообещали, что до конца марта автопарк «ЛАЭС-АВТО» будет ощутимо обновлен и в городе появится с десяток новеньких автобусов, плюс еще три перевозчик планирует арендовать у петербургского «Автотранса» в качестве резерва. Представитель «ЛАЭС-АВТО» отметил, что отчасти причиной сбоев стала нехватка водителей. Чтобы решить проблему кадрового голода, руководство компании ощутимо повысило заработную плату своим работникам.

Наладится ли автобусное сообщение в Сосновом Бору после принятых мер, покажет время. Вопрос остается на контроле областного управления по транспорту.

Выхожу один я на дорогу...

Нередко в Ленобласти звучат жалобы на большие интервалы в движении автобусов, совершающих рейсы к отдаленным деревням и поселкам. О причинах «Общей газете» рассказал глава администрации Бокситогорского района Сергей Мухин.

«В целом перевозчики в нашем районе работают очень хорошо, — считает он, — отклонений от расписания не было даже в самые морозные дни. Но не скажу, что всё идеально. Уровень транспортного обслуживания по маршрутам, ведущим в отдаленные деревни, пока оставляет желать лучшего. Не хватает и самих рейсов. Но связано это не с плохой работой перевозчиков, а с маленьким пассажиропотоком. Компаниям просто невыгодно запускать на линию автобусы, которыми воспользуются один-два человека. А то и вообще автобус поедет пустой. Вопрос очень серьезный, и решать мы его будем, но постепенно, тщательно и планомерно».

Автобус — не роскошь

И все же стоит признать, что проблемы в организации пассажирских перевозок в Ленобласти скорее исключение. В целом, как показывает мониторинг социальных сетей, общественный транспорт в большинстве районов работает исправно. Встречаются отдельные жалобы на холод в салоне, хамство кондукторов или давку, но их не много. Со своей главной задачей — помочь областным жителям быстро, относительно комфортно и недорого добраться до нужного пункта — муниципальные и региональные перевозчики в целом справляются. А если появляются проблемы, то они вполне решаемы. Особенно если их не замалчивают и не только пишут о них ВКонтакте, но еще и обращаются к районным чиновникам, в региональное управление по транспорту, в СМИ.

Учитывая, как подорожал за последние месяцы бензин, личные авто для многих областных жителей перестают быть средством передвижения и становятся роскошью. Ездить на автобусе гораздо дешевле и проще. А значит, транспортные компании просто обязаны возить пассажиров по расписанию и с комфортом. Иначе им самим здорово не повезет.

Александр ТЕЛЕГИН

Теги: