«Ладожский Титаник» выведен из-под грифа «Секретно»
Баржа под номером 752
16 сентября 1941 года в порт Осиновец из Ленинграда прибыли около тысячи курсантов и офицеров военно-морских училищ, которых приняла на борт старая баржа под номером 752. Со многими из них были близкие — жены, дети, родители.
Баржа была перегружена. Капитан буксира, которому предстояло ее тянуть, посчитал невозможной буксировку в условиях меняющейся погоды. Но к нему не прислушались. Когда вышли в Ладогу, начался девятибалльный шторм. Никаких спасательных шлюпок, кругов и жилетов не было. Гибель судна ускорила бомбежка. Из 1500 человек в живых осталось 240. На борту было много детей, ни один ребенок не спасся.
«Гибель баржи — одна из пяти самых крупных водных мировых катастроф, — рассказал Алексей Козлов. — На протяжении десятилетий факты, связанные с этой трагедией, были засекречены. Мы же хотим на экране восстановить реальные события, историю, в которой будет и Ленинград, и влюбленные, он и она, и злодей. Влюбленных сыграли Андрей Миронов-Удалов (внук Андрея Миронова) и дочь актрисы Анастасии Мельниковой — Маша Мельникова, которой в начале съемок было 14 лет, а сейчас 16».
Каждая мелочь играет роль
Многое из того, что требовалось для съемок, было изготовлено в кинодеревне, которую Андрей Козлов построил два года назад в деревне Люговичи Лодейнопольского района Ленобласти вместе со сценаристом Николаем Лырчиковым и декоратором Евгением Елисеенко. В ее строительстве и обустройстве участвовали художники Павел Новиков и Сергей Селиванов. Теперь это киномузей и одновременно творческая мастерская под открытым небом.
Первой здесь появилась декорация размером шесть на шесть метров, установленная на воде озера. На ней уместился автомобиль, который по сценарию должен находиться на палубе баржи. Позже в кинодеревне испытывали макет судна. И до сих пор среди всех построек и достопримечательностей необычного населенного пункта макет «ладожского Титаника» производит самое сильное впечатление. В нем все продумано до мельчайших деталей, чтобы у зрителей не оставалось сомнений в том, что это настоящее судно. «При съемках американского «Титаника» использовалось пять макетов разной величины, а у нас три макета, которые выполняют разные задачи», — открыл секрет режиссер.
Главные съемки проходили на озере Ильмень между Новгородом и Старой Руссой. В строительстве порта и баржи очень помогли лодейнопольские строители.
Письма и рояль Рахманинова
По сценарию фильма на трагически затонувшем судне перевозили рояль Рахманинова, а когда встал вопрос о том, как облегчить баржу, чтобы замедлить затопление, на борту приняли решение сбросить сперва машину, в которой находятся документы НКВД, а следом рояль.
«Рояль — пожалуй, единственное, что выдумано, — говорит Андрей Козлов. — Но он символ того времени и города, пережившего блокаду».
Что касается влюбленных — двух молодых людей, погибших на затонувшем судне, то их история взята из письма, пришедшего режиссеру от родственников пассажиров баржи.
К слову, когда появилась первая информация о съемках фильма, Алексей Козлов получил множество писем, которые позволили дополнить сценарий документальными подробностями. Сильны, например, воспоминания чудом спасшихся очевидцев о том, как молодая женщина умоляла спасти ее ребенка. Твердила, что он еще маленький и ничего в жизни не видел. Именно в письмах упоминался и капитан буксира, спасший многие жизни.
В последние январские дни, крепко связанные с особой для всех нас датой, начались премьерные показы фильма в разных российских городах. Прокатчик — студия Universal Pictures — планирует продвигать киноленту в других странах и полагает, что у него будет звездная судьба.
Евгения ДЫЛЕВА
На фото - кадр из фильма «Спасти Ленинград».