Чем порадует нас ЖКХ будущего
Региональная паутина: все обо всех
Вся информация о жилищно-коммунальном хозяйстве любого региона, района, населенного пункта стекается в единую информационную систему ГИС ЖКХ. Здесь хранятся данные о тарифах и объемах потребляемых населением жилищно-коммунальных услуг и многое другое.
«Задумка хорошая, но в итоге все данные от управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций уходят напрямую туда, а регион остается ни с чем, – сетует генеральный директор ЕИРЦ Ленинградской области Денис Шабарин. – И когда, к примеру, в областном правительстве начинают высчитывать тарифы на следующий год, то необходимый для этого огромный перечень данных бывает очень непросто получить. Бедным специалистам Комитета по тарифам, Комитета финансов и Комитета ЖКХ приходится пачками рассылать запросы – почтой и по факсу в администрации районов и поселений, месяцами собирать ответы».
Чтобы исправить эту ситуацию, в Ленобласти был создан региональный сегмент ГИС ЖКХ. Сегодня вся информация о жилищно-коммунальном хозяйстве региона, поставщиках ресурсов и потребителях стекается сюда и только потом выгружается в федеральную систему. Обслуживает новую систему все тот же ЕИРЦ.
Опыт оказался настолько успешным, что его решили использовать и за пределами сферы ЖКХ. Например, в планах руководства ЕИРЦ запуск нового проекта «Электронный паспортный стол».
«Чтобы официально зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания, человек идет в ЖЭК или в какую-то муниципальную организацию, реже – в Федеральную миграционную службу, – объясняет глава центра. – Организаций много, а единой базы данных нет. Трудно себе представить, но вся информация о том, кто где прописан, у нас до сих пор разрозненно хранится в бумажных картотеках. А ведь эти данные тоже очень нужны многим государственным структурам. Нам они нужны для правильного начисления коммунальных платежей, расчета льгот и субсидий и т. д. Поэтому мы согласовываем с губернатором идею оцифровать эти карточки и собрать в единую базу данных. Условно называем ее «Электронный паспортный стол», хотя, вполне вероятно, это название потом и приживется».
С появлением базы данных для прописки достаточно будет прийти в МФЦ. Его специалисты будут напрямую взаимодействовать с ФМС и другими ведомствами, производить все необходимые процедуры и заносить все обновления в систему электронного паспортного стола.
«Это сильно упростит жизнь не только нам, но и всем жителям региона, – обещает Денис Шабарин. – Сегодня не дай бог обратиться в какие-то официальные службы. Скажем, чтобы молодой мамочке получить пособие на ребенка, нужно собрать две тонны бумаги. А в будущем ей достаточно будет прийти и сказать: «Я родила!» – и все, что в данном случае ей положено по закону, через единую информационную систему будет начисляться ей автоматически. Мы пока еще очень далеки от этого, но постепенно к этому идем».
Не надо нервничать
Одна из задач Единого информационно-расчетного центра – сделать так, чтобы любые вопросы, связанные с жилищно-коммунальными услугами, решались гражданами без лишних хождений и нервотрепки. Несмотря на то что пунктов ЕИРЦ по всей области сегодня более чем достаточно, в организации хотят сделать общение с жителями заочным.
Например, в центре делают ставку на повсеместное внедрение приборов учета с автоматической передачей данных. Пока нам приходится каждый месяц, вооружившись блокнотом и карандашом, выписывать показания счетчиков, а потом искать способ передать их в управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию. После реализации проекта «умные счетчики» все сделают сами. Приборы учета дистанционно передадут данные в единую систему, которая, в свою очередь, автоматически будет выставлять счета на оплату.
А для оплаты услуг и общения со специалистами абонентской службы разрабатывается огромное количество онлайн-сервисов, начиная с личного кабинета на сайте компании и заканчивая специальными мобильными приложениями, которые вскоре будут доступны с любого смартфона (при условии выхода в интернет).
«Мы стараемся по максимуму отучить людей ходить к нам, – говорит глава ЕИРЦ. – Во-первых, делать все дистанционно гораздо удобнее и быстрее. Во-вторых, человеческий фактор еще никто не отменял. Часто получается, что организации системы ЖКХ граждане используют как службу психологической разгрузки. Накопился негатив — надо выплеснуть. Можно пойти в больницу, но там очереди. В ЕИРЦ очередей нет — идут сюда ругаться. «Тарифы высокие!», «Всё украли!» – каждому из наших сотрудников приходится это выслушивать. А он тоже человек, у него копится. И после того как он за день 20 таких посетителей с негативом выслушает, он на 21-го сам все выплеснет. Зачем это все? Мы стараемся избавить от лишней нервотрепки и граждан, и своих коллег, развиваем заочные формы общения. Хотя и от очных, конечно, полностью отказываться не будем».
Ленобласть рвется в цифровые лидеры
В ЕИРЦ радужно оценивают будущие перспективы развития жилищно-коммунальной сферы в Ленобласти. На повестке дня еще масса интересных и значимых проектов.
Чего стоит один только «Гипермаркет ЖКХ» – система, позволяющая прямо на сайте заказать любую услугу буквально в два-три клика.
«Это позволяет гражданам заказать и получить необходимые им услуги, не выходя из дома, – поясняет Денис Шабарин. – Скажем, нужно заменить лампочку в квартире. Заходим на сайт, выбираем нужную услугу – и через 15 минут приходят сотрудники жилищно-коммунальной организации, меняют лампочку и уходят. А через месяц в очередной квитанции на оплату услуг ЖКХ появляется строчка: «Замена лампочки». Весь мир сегодня к этому идет. И я уверен, что Ленинградская область будет одним из самых цифровизованных регионов России. Конечно, Московскую область мы, может, и не обойдем. Но в лидерах точно будем».
Александр ТЕЛЕГИН