Матушка Татьяна и ее золотые «прииски»
Свет в окошке
Для Татьяны, мамы Тани, семья – главное. Детей у них с мужем уже пятеро, и о том, что появилась на свет младшая, Сонечка, и ей чуть больше года, я узнала незадолго до нашей беседы накануне Дня матери. Она для мамы и папы, сестер и братьев – свет в окошке и главное открытие уходящего 2018 года.
Вспоминается, как в первый раз мы встретились пару лет назад – тогда еще у Забенкиных было четверо ребятишек от двух до восьми лет. Матушка Татьяна угостила обедом: вкусным борщом, пирожками собственного приготовления. Она замечательная хозяйка. А дети- помощники накрывали на стол, раскладывали ложки-вилки. Шла неторопливая беседа. Рассказала, что по образованию она геолог, но сейчас ее главные «прииски» – дети. Ждали отца семейства – Александра, который был на воскресной службе.
Свой приход отец Александр получил год назад в небольшом храме Спаса Нерукотворного Образа маленькой деревни Сяберо Волошовского сельского поселения Лужского района Ленинградской области, в 155 километрах от Петербурга. Деревня эта историческая: первые упоминания о ней обнаружены в писцовых книгах Шелонской пятины 1571 года. Официальное население деревушки – 50 человек, постоянных душ – от силы десяток. Летом население прирастает дачниками. Достопримечательности деревни – две стоянки неолитического человека, селище, относящееся к древнерусским поселениям XV–XVI веков, и эта самая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, основанная в XIV веке.
Отец Александр (Забенкин) в миру столяр-краснодеревщик. Сейчас ему 35 лет, а два года назад он круто изменил свою жизнь: обратился к церковному руководству с просьбой дать ему приход в глубинке – душа попросила.
В день знакомства мы побывали в церкви, где он служит. Отец Александр посетовал, что храм стараниями благотворителей-прихожан отремонтирован, но не утеплен. Приходится почти постоянно топить печь. Когда поднимались на колокольню, подумалось, что в названии деревушки Сяберо слышится что-то от колокольчиков-колоколов с их мелодичными серебряными переливами.
В краю легенд
По преданию местные рыбаки подняли некогда из вод Сяберского озера икону Спаса Нерукотворного, о чем уведомили Новгородского владыку, а затем возвели обитель. Первое упоминание о храме, датированное 1396 годом, есть в Новгородской летописи. На месте деревянного храма, принадлежавшего до 1764 года Спасскому Сяберскому мужскому монастырю, в 1853-м построили церковь, в которой сохранилась древняя икона Спасителя.
С ней связана легенда: местным рыбакам явилась в водах Сяберского озера икона. По благословению новгородского владыки на острове был воздвигнут монастырь, один из древнейших на северо-западе Руси. Там, где он стоял, сохранилась только эта действующая Спасская церковь. А где-то поблизости от нее в лесу зарыт клад. Его зарыли в 1581 году, незадолго до того, как монастырь был разорен поляками. Историки подтверждают, что монахи опустили колокола в озеро, а все ценности спрятали где-то на берегу. Причем пометили это место камнем с выбитой на нем гусиной лапкой.
Богослужения здесь велись до 1936 года. В период борьбы советской власти с религиозными предрассудками народных масс, особо яростной в канун принятия сталинской Конституции, храм был разграблен, документы и летописи увезены в Лугу. Во время Великой Отечественной войны Луга была оккупирована, весь церковный архив сгорел. Храм был возвращен верующим только в середине 1990-х.
Теперь, когда идут службы, старшие дети матушки Татьяны и отца Александра помогают поддерживать порядок. И в стенах храма, и дома они помогают родителям.
След Параскевы
Здешние места особые, заповедные. В старину окрестности Луги называли «лужской Швейцарией». По территории Сяберского заказника проходит так называемая тропа Александра Невского, и здесь находится часовня, возле которой есть глубокий колодец с чистейшей водой и купель.
«По этим тропам в 1242 году шел князь Александр Ярославич освобождать псковские земли от Ливонского ордена, – рассказывает предание старины матушка Татьяна. – Сохранились свидетельства о том, что он останавливался отдохнуть на берегу озера Мужа, рядом с источником. Там находился черный целебный камень, излечивающий болезни ног. Князь страдал от ревматизма и потому устроил привал именно здесь. А во сне к нему явилась святая Параскева и предрекла победу. После Ледового побоища Александр Невский велел поставить на этом месте часовню». Параскева Пятница считается в народе покровительницей семейного очага. А за часовней есть камень, на котором, как рассказывает Татьяна, можно разглядеть след Параскевы.
Часовня, камень со следом Параскевы, источник и купель – любимые места семьи Забенкиных.
Где два, там и пять
Дети Татьяны – как времена года. Каждый со своими особенностями и привычками, а вместе – огромная радость друг для друга и для родителей.
«Разница есть, только когда сравниваешь: один или два ребенка. А дальше уже значения не имеет – пять, десять, пятнадцать, – отвечает Татьяна на вопрос о том, не тяжело ли ей справляться сразу с пятью детьми. – Наоборот, когда их много, даже легче. На прогулку выходить, за хозяйством в храме следить – повсюду старшие помогают младшим. Старшая дочь – на клиросе, мальчики – в алтаре. А когда есть возможность выбраться в лес, на озеро или реку всей семьей – им проще и веселее вместе».
Конечно, они разные. Но сходятся в одном – все любят свой дом и очень привязаны к маме, к родителям. «Читаю им книги, а старшие читают их сами, и в основном это классика. Ориентиры, понятно, по возрасту: и русские сказки, стихи, и лучшие зарубежные. Ничего не навязываем, просто советуем, когда речь идет об учебе, поступках или литературе. Можно научить их шить, готовить, накрывать на стол, но при этом важно чувствовать, как они смотрят на происходящее, могут ли по-настоящему радоваться и переживать за тех, кто рядом. В этом, думаю, и заключается особая мамина роль. Надо помочь им разглядеть то, что скрыто от глаз, а для того, что внутри, – открыто. А дальше, взрослея, всё будут узнавать сами».
Татьяна, мама пятерых детей, знает главный секрет общения с дочками и сыновьями: с ними надо просто вдумчиво разговаривать, чтобы понимать, чем живут, о чем мечтают-думают.
«Всем мамам на свете посоветовала бы растить детей, понимая, что главный секрет успеха – терпение. Но думаю, им и самим известно, что огорчение у детей быстро сменяется радостью и наоборот».
Евгения ДЫЛЕВА
Фото из архива семьи Забенкиных
День матери отмечают во всем мире. Правда, даты его в разных частях света не сходятся. Например, на Украине, в Эстонии и Америке это второе воскресенье мая. В Финляндии и Дании, на Кипре, Мальте, в Германии, Италии, Турции, Австралии, Японии, Бельгии, Бразилии и Египте – 21 марта, в Белоруссии – 14 октября, в Грузии – 3 марта, в Армении – 7 апреля, в Польше – 26 мая. В Швеции и Франции – последнее воскресенье мая. А в России – последнее воскресенье осени.
В Ленобласти проживает более 250 тысяч детей. В этом году объем средств, отпущенных из региональной казны на меры социальной поддержки материнства и детства, составил 3 млрд рублей. Число семей, воспитывающих трех и более детей, за последние пять лет увеличилось с 7 до более 13 тысяч, в них подрастает 40 тысяч детей.
В 2019 году 837 семей Ленинградской области получат земельные участки, полностью подготовленные для строительства индивидуальных жилых домов.