Скачать последний номер в PDF Сделать стартовой

Коренные народы – время и судьбы

Давняя романтичная история ингерманландских финнов нуждается в возрождении. Несмотря на то, что минувший век принес им множество испытаний и многих «выбил», у этого немногочисленного народа, издавна обитавшего в северных и западных районах Ленобласти, должно быть будущее. Представители ингерманландской семьи – сестры Светлана Голохвастова и Елена Лукичева - разделяют мнение о том, что память и гордость за своих близких - не просто то, что нас греет. Это основа всему, что происходит с нами сегодня. Они по крупицам собрали моменты прошлого и к 70-летию мамы издали книгу под названием «Девочка из Горок». Сохранили воспоминания, составили генеалогическое древо, понимая, что, пока об ушедших помнят, они рядом с нами.

Коренные народы – время и судьбы

Девочка из Горок

Родители – папа Александр Петрович Пюльзю (1938 года рождения) и мама Мария Андреевна (1941-го) – родом из деревни Горки (Korkanmaki) Гатчинского района, некогда относившийся к приходу Венйоки (Venjoki или Славянка Царскосельского уезда).

«Почти все жители нашей, да и близлежащих деревень, были ингерманландскими финнами. Даже русские, жившие здесь, говорили по-фински», – свидетельствует в записанных дочерями воспоминаниях Мария Андреевна. По ее рассказу, самыми распространенными фамилиями в Горках были Пюльзю (первые упоминания фамилии Pylsy были отмечены в Финляндии 550 лет назад, и все ее носители были крестьянами, работали на земле). А еще – Мулло (Mullo) и Сузи (Susi). А в деревне Руссолово – Лиски (Liski), Талья (Talja), Ярне (Jarne).

«Русский язык знало меньшинство, как-то связанное с работой в городе – продажей сена на Сенном рынке, дров, молока, занимающееся извозом и катанием на санях, – вспоминала мама. – В Гатчину до войны возили молоко в бутылках. Где-то в районе Пулково был кабачок, где можно было по дороге домой остановиться, выпить чаю, а то и чего покрепче – лошадь довезет. А из города привозили гостинцы, конфеты».

Вспоминала еще, что женщины носили бидоны в «мешках жизни» (elamanshalkku). Если резали теленка, поросенка – тоже везли продавать. Зимой возили ведрами квашеную капусту. А сколько картошки! С рынка на Васильевском острове в деревню приезжала машина, собирала по домам мешки с картошкой. Сами люди ехали на поезде, и на рынке каждый продавал свою картошку.

Бабушку Марии Андреевны – Марию Ивановну Пюльзю (в девичестве Нарья - Narja) привезли в Горки из какой-то другой деревни и выдали замуж за человека на 10 лет старше — Михаила Пюльзю. До войны они держали хозяйство, был земельный надел, скотина – корова, поросята, овцы. Зимой пряли шерсть, вязали, ткали ткани, половики, в каждом доме был ткацкий станок. Весной, на мартовском снегу под солнцем ткани отбеливали. В золе вместо стирального порошка замачивали вещи…

Ее отец – Андрей Михайлович Пюльзю, а мама, Екатерина Петровна (в девичестве Талья), – из Малого Руссолово, этой деревни давно нет…

«Родители моего будущего свекра Петра Михайловича Пюльзю жили тоже в деревне Горки, у них был магазин. Петра называли puotilan Pekka – магазинный Пекка, и они приходились крестными моей маме. Вообще тогда было принято называть жильцов дома не по фамилии, а каким-нибудь словом, определением, вроде бы как кличкой, может быть, когда-то что-то и обозначавшей. Соседи наши были muoshlan, мы – parttylan, – это тоже из воспоминаний Марии Андреевны. – Вера у нас лютеранская. Все были крещеные, ходили в церковь. Женились через венчание в церкви. Например, Екатерина Семеновна и Петр Михайлович венчались в Гатчинской кирхе (Hatsinan kirkko). Розовое венчальное платье Екатерины Семеновны хранилось в сундуке до того, как разобрали старый дом в Руссолово. Когда умер свёкр, у свекрови даже не было гражданской справки, что они были женаты и прожили вместе 55 лет».

 История скитаний

Катаклизмы прошлого века перепутали, переломали судьбы ингерманландцев и их близких – плен, лагеря, скитания, а у иных и «трудармия», и ГУЛАГ. После смерти Сталина некоторым выпала возможность вернуться домой, но опять же не прямыми путями, а окольными. В родную деревню многие вернулись только в конце 1950-х…

«В июне 1943-го нашу семью – меня, двухлетку, брата четырех лет, маму и бабушку Марию Ивановну, - как и остальные финские семьи, вывезли в карантинный лагерь Клоога в Эстонии. Тогда дали сутки на сборы, да много ли на себе унесешь, если еще малые… Через месяц отправили в Финляндию», – говорила про то время Мария Андреевна.

Примерно такая же участь выпала на долю семьи человека, который впоследствии стал ее мужем – Александра Петровича Пюльзю (отца Светланы и Елены). Он, его мама и сестра Любовь Петровна (Lempi) были вывезены в Финляндию 7 сентября 1943 года…

После войны домой нашу семью, как и большинство ингерманландцев не пустили, расселив по России. Через год проживания в Калининской области, в родных деревнях семьи «встретили» приказом о депортации в течение 24 часов. Вступили в силу Постановление Совета Министров СССР об официальном запрете проживания финнов в Ленинграде и Ленинградской области и приказ МВД об административном выселении в соответствии с паспортным режимом. «Пришлось ехать в Эстонию, затем в Псковскую область. В 1949 году поехали к отцу в трудармию в Кемеровскую область, и только в 1957 году нам разрешили вернуться в свою деревню. Мне после 7 классов пришлось идти работать в колхоз, чтобы нам выделили лес для строительства дома», - рассказывала Мария Андреевна.

«Конечно, мне всегда хотелось иметь куклу, но всё упиралось в деньги, точнее, в их отсутствие. После войны в магазинах появились головы кукол. Мне такую голову купили, а бабушка пришила к ней туловище, руки-ноги. Приходилось играть без игрушек», – вспоминала Мария Андреевна о послевоенном детстве.

Замуж Мария вышла в 1963 году. «Моя девичья фамилия была Пюльзю. Муж мой был родом из наших Горок и тоже был Пюльзю. В качестве приданого у меня были шкаф и кровать», – рассказывала она.

Муж Саша учился в сельхозинституте в Пушкине. Потом его направили работать в совхоз «Пламя» в Сяськелево, позже он был главным инженером в совхозе «Орлинский». А когда закончил аспирантуру, стал научным сотрудником Ленинградского сельскохозяйственного института, был заведующим исследовательской лабораторией, получил ученое звание доцента, работал замдекана инженерного факультета.

С началом проектов приграничного сотрудничества Финляндии и Ленинградской области по сельскому хозяйству в 1991 году принимал в них самое активное участие. В рамках проекта в 1993 году стал одним из организаторов курсов для фермеров-ингерманландцев и основал Ингерманландскую земледельческую школу, начал выпускать журнал «Сельскохозяйственные вести», стал его главным редактором. Был членом правления городского отделения добровольного общества ингермандландских финнов «Инкерин Лиитто» в Гатчине, где отвечал за сельскохозяйственное направление.

«Чем бы мы ни занимались в своей жизни - всегда выращивали картошку, ни одного килограмма за всю жизнь не купили. У нас всегда был земельный участок. И сейчас, можно сказать, мы на самообеспечении. Труд на земле придает духовные силы», – это глубокое убеждение Марии Андреевны. Точно так же считал и её муж Александр, с которым прожили 36 лет.

К слову, она 25 лет проработала на Опытной станции по селекции и семеноводству картофеля ЛСХИ, в отделе семеноводства. Занималась выращиванием чистых, безвирусных растений из пробирок.

А дети – Светлана Голохвастова и Елена Лукичева – занимаются изданием основанного их отцом журнала «Сельскохозяйственные вести». В том году отмечалось его 25-летие. А весной 2019 года исполнится 20 лет с того дня, как Светлана стала главным редактором…

Продолжительна история «странствий» ингерманландцев. Поэтому трудно возвращать утраченное: добрые традиции, обычаи и язык. Чем больше людей старается это сделать и этим интересуется, тем выше шансы на возрождение. Понятно, что возвращение утраченного – дело долгое и трудное. Все равно, что возделывание земли после засухи и пожаров. Но когда есть продолжение рода, а в семье Пюльзю это младшее поколение – дети Михаил и Анна, внучка Диана, то можно с уверенностью говорить о том, что у ингерманландцев есть будущее.

Евгения Дылева

Другие статьи рубрики

В Сосновоборском городском округе избрали своего главу

Прошло первое собрание совета депутатов нового созыва Читать дальше...

Определена глава Кингисеппского района

Ключевую руководящую должность муниципального округа заняла депутат «Единой России» Читать дальше...

ЖАЛОБЫ НА ДОРОГАХ

 

 

В Ленинградской области открыта "горячая линия" для жалоб автомобилистов на качество дорожного покрытия по телефону  8 (812) 251-42-84 или по электронной почте info@ленавтодор.рф 

 

 

 

ВолчокВК 

 

Заходи, если чё

Уверены, что официальное издание правительства — печатный орган «в галстуке»? Отнюдь! Ничто человеческое нам не чуждо. В том числе — современные проявления неформального отношения. Приглашаем всех убедиться в этом в нашей — официальной — группе в «Контакте». Проходим, не стесняемся https://vk.com/smi47