Top.Mail.Ru

Кровавая цена бесплатности

В январе 1921 года в Советской России была отменена плата за пользование жильём, водопроводом, канализацией, городским транспортом, банями и починочными мастерскими. Наряду с так и не введённым в жизнь декретом об отмене денег, это стало кульминацией политики, получившей название «военного коммунизма».

Карл Маркс был, безусловно, выдающимся ученым. Но он же был и крупнейшим утопистом своей эпохи. Его историческая схема, по которой рост производительных сил в мире рано или поздно приведет к тому, что производство станет избыточным по отношению к общечеловеческим потребностям, а, следовательно, приведет к уничтожению рыночных отношений вообще и денег в частности, не была подтверждена в сущности ничем. Но эта идея легла в основу всего марксистского движения в разных странах мира.

Предлагаемый вашему вниманию материал — из бумажной версии "Общей газеты", не выходивший в интернет-версии. Исправляем это упущение. 

Утопия у власти

Российские большевики, придя к власти в октябре 1917 года, оставались верными и убежденными сторонниками этих взглядов. Они не учли только одного: они пришли к власти в стране, где 80% населения составляли крестьяне. А крестьянская продукция нуждается в сбыте. В свою очередь крестьянской семье требовались плуги и гвозди, ткани и керосин. А для того, чтобы их приобрести, требовалась самая малость. Деньги. И еще одного они не учли. Революция произошла в воюющей стране, где 70% промышленных рабочих в той или иной степени работали на войну. После заключения Брестского мира с Германией эти заводы почти все остановились. Число пролетариев в России из-за массовых увольнений сократилось до примерно миллиона человек. Не странно ли: пролетарская по названию революция победила в стране, где пролетариат исчезал?

Всё поделить?

Впрочем, сразу, немедленно ликвидировать рынок и запретить торговлю за деньги было просто невозможно. Но из-за начинающейся разрухи цены стремительно росли. В Москве с января по апрель 1918 года цена на ржаную муку увеличились в четыре раза, а на хлеб и того большее. В Петрограде к весне 1918 года дневной рацион питания среднего горожанина снизился с необходимых 2300 калорий (и это — для нефизического труда) до всего лишь 900 калорий. Множество людей либо бежали из города, либо шли на черный рынок, продавая все, что можно, из домашнего скарба. С 1918 по 1921 годы население Петрограда сократилось с трех без малого миллионов человек всего до шестисот пятидесяти тысяч.

Но новая власть понимала одно: она сможет удержаться лишь в том случае, если вся жизнь страны будет предельно централизована, если все будет в ее руках. Промышленность перешла в государственные руки. Официальная торговля сворачивалась. Выжить можно было лишь в том случае, если ты шел на службу новой власти и получал продовольственную карточку. Что, кстати, привело к быстрому росту бюрократического, управленческого аппарата. А еще требовалось содержать более чем трехмиллионную Красную Армию. По каждому случаю создавались чрезвычайные комиссии. Мы-то помним ЧК во главе с Дзержинским. Но мало кто сегодня знает о такой организации, как Чеквалап. Чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей.

«За свободу торговли!»

В ноябре 1920 года Гражданская война была в целом выиграна красными. Им стало казаться, что теперь они могут все. Однако люди не видели смысла в продолжении политики на уничтожение рынка и денег. Какой смысл в отмене квартплаты, если дома насквозь промерзают? Какой смысл в отмене платы за общественный транспорт, если он вообще перестал ходить?

В конце февраля 1921 года стали неукротимо нарастать волнения. Расширялось Тамбовское восстание, восстание в Западной Сибири, забастовали рабочие Петрограда. И, как кульминация всего, восстание кронштадтских матросов — «красы и гордости революции». Все восстания шли под одним лозунгом: «За свободу торговли!» Стоит отдать должное Ленину — он хоть и с большим запозданием, но понял: утопия провалилась, удержаться без уступок народным массам невозможно. Менее чем через два месяца после ведения полной бесплатности услуг в России началась новая экономическая политика. Рынок и деньги были восстановлены в своих правах. Народ из двух зол — деньги или бесплатность — выбрал наименьше. Убедившись на собственном опыте, что без денег прожить нельзя.

 

Теги: