Top.Mail.Ru

Дщерь Петрова

При ней не было вынесено ни одного смертного приговора, зато российская армия впервые вошла в Берлин. Речь, конечно, о самой симпатичной императрице Елизавете Петровне Романовой.

Конец декабря неразрывно связан с именем одной из наших самых симпатичных глав государства. При ней не было вынесено ни одного смертного приговора. Также, несмотря на общее российское миролюбие, именно при ней русская армия впервые вошла в Берлин. Думаю, читатель уже понял, что речь идет о Елизавете Петровне Романовой. 29 декабря (1709 года) она родилась, а 25 декабря (1761-го) отдала Богу душу.

Эта статья - из архива "Общей газеты". Она была опубликована ещё до появления нашего сайта, но так интересна, что мы не можем не вынести её на обсуждение читателей. 

Вечная невеста

Рождение Елизаветы для Петра Великого совпало с его въездом в Москву после победного возвращения из Украины, где были одержаны блистательные победы над войсками Карла XII. За Петром в Москву везли пленных шведов. В Москве Петр намеревался отпраздновать победу, но, узнав о рождении дочери, приказал объявить другой праздник. Он велел поздравить страну и мир с рождением маленькой дочурки.

Петр любил своих дочерей, но Елизавету — особенно. С малолетства она отличалась красотой и грацией и больше всего на свете любила танцевать, придумывая новые па и повороты. Хотя, откровенно говоря, образование ее было весьма хаотичным. Вспомним в этой связи, что ее мать (Екатерина I) была совершенно безграмотна. Главный предмет, которому усиленно обучали Елизавету, был французский язык. Дело в том, что простолюдинка Марта Сковроньская, которая стала женой Петра I, мечтала о том, чтобы выдать принцессу за кого-нибудь из французского королевского дома. Однако родители молодых Бурбонов упорно не желали дать согласие на такой брак.

Подраставшей Елизаветой современники откровенно любовались. Даже китайский посол при петербургском дворе утверждал, что она — прекраснейшее существо на земле. И была бы абсолютным совершенством, если бы ее глаза не были бы слегка раскосыми.

Портреты юной Елизаветы рассылались по многим европейским дворам. Кандидатов в женихи было немало. Среди них — принц Мориц Саксонский, Карл-Август Голштинский, Петр II. Первый на брак не согласился. Второй — умер в Петербурге, не дожив до свадьбы. Петр II был слишком юн и тоже умер молодым. В конце концов Елизавета, похоже, решила, что в брак ни с кем из представителей знатных родов вступать не будет. Зато годы спустя говорили о ее тайном венчании с графом Алексеем Разумовским, который вообще-то по рождению был украинским крестьянским хлопцем Алешкой Розумом. Статный красавец, певший в церковной хоре, так приглянулся Елизавете, что она потребовала его к себе. И не отпускала всю жизнь. После смерти Елизаветы, когда Разумовского допытывали, был ли его брак с Елизаветой или нет, он при свидетелях молча сжег в камине какие-то бумаги, унеся эту тайну в могилу. Так что формально Елизавета так и осталась вечной невестой.

Из опалы на трон

Десятилетнее правление царицы Анны Иоанновны стало для Елизаветы нелегким временем. Анна ее откровенно не любила. Однако предпочитала держать неподалеку от себя — чтобы контролировать поведение. Из Москвы Елизавета переселилась в Петербург, где и проживала в небольшом доме, неподалеку от нынешнего здания областного правительства. Она была стеснена в средствах, носила простые платья, воспитывала двух кузин — дочерей Карла Сковроньского, старшего брата Екатерины I. Молодая незамужняя женщина, естественно, не могла жить без романов. Она любила общество красавцев-гвардейцев. И те отвечали ей неподдельным обожанием.

К концу правления Анны Иоанновны и в месяцы правления Анны Леопольдовны в петербургском обществе резко возросли антинемецкие настроения. Остзейцы, занявшие ряд ключевых постов, притягивали к себе всеобщую ненависть. Полуопальная «дщерь Петра», напротив, вызывала все больше и больше сочувствия. Она стала средоточием патриотических, пророссийских надежд. Французский посланник маркиз де ла Шетарди подталкивал ее к решительным действиям, действуя через врача Елизаветы Лестока. Самой Елизавете властолюбие было отнюдь не свойственно, так что в заговор она оказалась вовлечена помимо своей воли. Некоторая природная ленивость Елизаветы была перечеркнута Анной Леопольдовной, до которой дошли слухи о возможном заговоре. В личном разговоре Елизавета все отрицала и две женщины даже поплакали вместе.

На следующий день, 24 ноября 1741 года, в Петербурге было объявлено о приказе гвардии выступить к шведской границе. Несколько гвардейцев заявились к Елизавете, сказав ей, что ныне ее защитить некому. Пора действовать. Елизавета согласилась на выступление, но когда заговорщики попросили у нее денег, она, порывшись, нашла только триста рублей. Ей пришлось заложить свои драгоценности, чтобы раздать деньги солдатам. В ночь с 24 на 25 ноября Елизавета, облачившись в солдатскую кирасу, приехала к преображенцам. Она поцеловала крест, пообещав умереть за гвардию. Гвардейцы же поклялись в верности ей. Захват власти прошел на удивление быстро и безболезненно. На российском троне Елизавета пробыла двадцать лет и один месяц.

Время покоя

Страна нуждалась в передышке, и Елизавета интуитивно поняла это. Хотя и весьма своеобразно. Она, прежде всего, увлекалась нарядами, балами, как бы взяв реванш у жизни за полубедствия молодости. Эти слабости, однако, пошли на пользу Петербургу. Грубость и неухоженность времен правления Анны Иоанновны сменились утонченностью и тягой к обустройству быта елизавеинского периода. Столица стремительно европеизировалась.

Но и дела Елизаветы не прошли даром. Стоит вспомнить, что при восшествии на престол она поклялась перед иконой не подписывать смертных приговоров. Так Россия стала первой страной в мире, где была фактически отменена смертная казнь. Крупнейшим достижением ее экономической политики стал запрет на внутренние таможни: Россия стала единым экономическим пространством. При Елизавете был основан Московский университет. Да, она не любила заниматься делами. Но зато не мешала своим деятельным придворным, таким как, к примеру, граф Иван Шувалов, работать во благо России. Сама Елизавета была одержима идеей величия страны, стремлением не посрамить деяний своего отца.

Русская армия вернула себе при ней достоинство и мировую славу. Елизавета испытывала глубокую личную неприязнь к прусскому королю Фридриху II. Вершиной национальной политики стало участие России в семилетней воине, когда русские солдаты в первый раз вошли в Берлин.

Последние четыре-пять лет своей жизни Елизавета тяжко болела, не могла ходить. Более всего ее удручало то, что ее красота быстро и безвозвратно исчезает. Она все больше предпочитала одиночество. В декабре 1761 года ей стало совсем худо. Она поняла, что умирает, и потребовала к себе священника. Ее мучения продолжались еще несколько дней, пока она не ушла из жизни 25 декабря, едва перейдя границу пятидесятидвухлетия. Жаль, что за последующие столетия как-то не удосужились поставить в Санкт-Петербурге памятник Елизавете Петровне. А может быть, когда-нибудь он и появится.

 

 

 

Теги: