На опережение
Таким образом, правительство и Государственная дума выполняют поручение президента — к 1 января 2019 года довести МРОТ до уровня прожиточного минимума. При этом Ленинградская область, по хорошей традиции, вновь оказалась «впереди планеты всей». Ведь у нас ещё 21 сентября было подписано соглашение между областным правительством, профсоюзами и работодателями, согласно которому региональный МРОТ с 1 января 2018-го составит 11 400 рублей.
На момент подписания соглашения областной МРОТ почти в 1,5 раза превышал федеральный, но даже теперь, даже после того федеральный МРОТ «подтянется», — областной всё равно будет выше. Причем не просто выше: область с 1 января досрочно, на год раньше, выполнит поручение Владимира Путина о доведении МРОТ до прожиточного минимума. Если федеральный МРОТ после повышения будет составлять 85% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года, то областной уже превысит аналогичный прожиточный минимум III квартала (10 147 руб.) более чем на 12%.
По прогнозам федерального Минтруда, только через год, с 1 января 2019-го, федеральный МРОТ достигнет 11 598 рублей в месяц, а с 1 января 2020-го составит 11 946 рублей в месяц.
Доверяй но проверяй
Стоит отметить, что региональный МРОТ обязателен фактически для всех работодателей региона. Исключение составляют лишь федеральные учреждения и иные организации, финансируемые из федерального бюджета. Так что наше областное повышение отнюдь не «декларативное»: работодатели региона при всех расчетах, связанных с заработной платой, обязаны ориентироваться именно на региональный МРОТ.
Причём попытки платить зарплату ниже минимального размера могут сегодня привести к весьма неприятным последствиям. Ведь ещё год назад вступил в силу федеральный закон, ужесточивший ответственность работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда.
И дело не только в повысившихся штрафах. Государственные инспекции труда получили право проводить проверки по жалобам на невыплату зарплаты или оплату труда в размере ниже МРОТ незамедлительно, с извещением прокуратуры. Ранее, наоборот, требовалось предварительно получить согласие органов прокуратуры. Как результат, областная инспекция труда в полтора раза увеличила число проверок. Причём число плановых проверок сократилось, а вот внеплановых — выросло аж на 71%.
Теперь в федеральной повестке дня встаёт новый вопрос — как исчислять МРОТ? Должен ли учитываться «голый» оклад работника, или достаточно того, что предприятие со всеми надбавками платит человеку минимальную заработную плату и тогда оно «чисто» перед законом. Сегодня ответ, казалось бы, однозначный: МРОТ включает в себя надбавки и компенсационные выплаты. Но в Государственной думе, похоже, с этим хотят побороться.
В приложенном к федеральному законопроекту о повышении МРОТ заключении Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов заключении прямо говорится: «законопроект не решает одну из наиболее острых проблем регулирования оплаты труда — проблему неоднозначного толкования на практике, в том числе судами, норм трудового законодательства о соотношении МРОТ и отдельных составных частей заработной платы, а именно – выплат компенсационного характера за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работу в особых климатических условиях, в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных». В профильном думском комитете считают необходимым взяться за эту проблему в самой ближайшей перспективе.
Ну а пока проект закона, предусматривающий повышение с нового года федерального МРОТа, принят 8 ноября Госдумой в первом чтении. До 7 декабря включительно к нему будут собирать депутатские поправки. Так, что погоня за прожиточным минимумом, уже успешно завершенная в Ленинградской области, на уровне России входит в новую, решающую фазу.
Всех, интересующихся вопросом, можем дополнительно адресовать к весьма информативному сайту инспекции труда в Ленинградской области https://git47.rostrud.ru/ и к страничке законопроекта о повышении МРОТ на портале Государственной думы http://sozd.parlament.gov.ru/bill/274625-7
ОБЩАЯ ЦИФРА
26,2 млрд рублей составят в 2018 году суммарные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в России в связи с повышением МРОТ.