Top.Mail.Ru

Роковой октябрь: век спустя  

Вот и дожили мы до столетия Октябрьской революции. Значение этого события переоценить невозможно. Достаточно сказать, что именно с этого события ведётся отсчёт новейшей истории человечества.

 

Пожалуй, не будет большим преувеличением, если мы назовем Октябрьскую революцию главной революцией мировой истории. Последствия её поистине колоссальны: перекройка политической карты мира, гибель и рождение государств, войны и революции на нескольких континентах. А её 100-летие — повод в очередной раз попытаться понять, что же произошло с великой страной и её людьми в начале прошлого века.

Революция или переворот?

Уже в годы перестройки в отечественной исторической публицистике применительно к событиям 25-26 октября 1917 года стала утверждаться формулировка «октябрьский переворот». Либеральные историки и журналисты охотно употребляли этот термин, подчеркивая принципиальное отличие захвата власти большевиками от стихийных событий в феврале 1917 года, когда массовые волнения в Петрограде привели к падению российской монархии. Действительно, по сути это был именно государственный переворот, но вот по историческим последствиям — настоящая революция. Ведь проведённая большевиками силовая операция по свержению Временного правительства была не просто сменой власти — в России за очень короткое время произошли глобальные изменения в экономике, культуре и повседневной жизни. Выражаясь поэтическим языком, поменялся цвет времени.

Итак, название «Великая Октябрьская Социалистическая Революция», применявшееся советскими историками и подхваченное современными коммунистами, вполне оправдано с точки зрения масштаба события. Впрочем, употребляя эпитет «великая», мы рискуем впасть в ненужный пафос, совершенно неуместный, когда речь идет о гибели огромной державы и «миллионах убитых задешёво».

Джинн из пломбированного вагона

Пломбированный вагон, в котором из Швейцарии через Германию в Россию весной 1917 года были вывезены Ленин и компания, стал для России ящиком Пандоры. Немецкий генштаб сделал гениальный ход: вместо того, чтобы посылать на восточный фронт новые армии, он отправил в сердце вражеской державы то, что потом будет принято называть «пятой колонной».

Приехав в бурливший событиями Петроград вскоре после свержения монархии, большевистские лидеры немедленно принялись за дело. Ленин провозгласил свои знаменитые «апрельские тезисы».

Стараниями коммунистических агитаторов ускорился процесс разложения армии и радикализации масс в тылу. Однако несмотря на царившую в столице и провинции политическую нестабильность и большие экономические трудности, большевикам далеко не сразу удалось укрепить свои позиции для захвата власти. Тогда в воздухе витала идея созыва Учредительного собрания — представительного органа, который был призван решить все главные вопросы дальнейшего государственного устройства России. Поэтому курс на установление диктатуры пролетариата сочувствия широких слоев населения не вызывал.

Таким образом, до поры до времени большевики оставались политическими маргиналами. Но обстановка менялась стремительно. Звёздным часом большевиков стал август-сентябрь 1917 года — время Корниловского мятежа, когда Временное правительство, смертельно боявшееся установления военной диктатуры, позволило большевикам начать формирование вооруженных отрядов для защиты Петрограда от сторонников генерала Корнилова. Раздав оружие наиболее радикально настроенным элементам, большевики вскоре используют созданную ими Красную гвардию как главную ударную силу в октябрьском восстании.

Восстание началось 25 октября 1917 года по юлианскому календарю. Захватив все ключевые объекты в столице, большевики парализовали работу государственных органов и смогли без особого труда арестовать Временное правительство. Была ли у революции альтернатива, можно ли было повернуть события в такую сторону, чтобы избежать кровопролития и разрушения исторической России? Вероятно, достойной альтернативой могла бы стать так называемая «революция сверху», то есть комплекс реформ, осуществленный самой государственной властью.

Впрочем, исторические обстоятельства, в которых втянутая в мировую войну Россия оказалась к 1917 году, мало способствовали каким-либо решительным преобразованиям.

Цена эксперимента

В советские времена любили подчеркивать, что во время штурма Зимнего дворца погибло всего несколько человек. Получалось, что прекрасный новый мир, осененный красными флагами, родился почти бескровно. Однако суммировав все жертвы большевистского террора, мы увидим, что цена «Великой Октябрьской» была ужасающе огромна. Если «буржуазно-демократическая» Февральская революция унесла нескольких сотен человек, то власть большевиков была куплена ценой миллионов человеческих жизней. Прямым следствием захвата власти в Петрограде и Москве стали Гражданская война и развязанный большевиками Красный террор. А если учесть жертвы репрессий 20-40-х годов, позиционировавшихся как продолжение классовой борьбы, то цена революции покажется и вовсе безмерной.

До сих пор в научной среде встречаются диаметрально противоположные точки зрения на историческое значение третьей русской революции. По мнению некоторых историков, события 1917 года в России и строительство социализма в СССР имели огромное значение для всего мира, ибо способствовали модернизации социально-экономических и политических отношений в различных странах. Большинство же ученых отмечает, что для страны 1917 год стал временем упущенных возможностей и началом системной деградации. В итоге октябрьских событий 1917 года страна надолго провалилась в глубокую экономическую яму. Но даже после окончания Гражданской войны страна на 70 лет станет полем глобального социального эксперимента, расходным материалом для которого станут десятки миллионов людей.

В результате революции Россия потеряла огромную часть своего интеллектуального и культурного потенциала — старая интеллигенция была частью истреблена, частью эмигрировала. С другой стороны, советская власть открыла доступ к образованию широким массам малоимущего населения — начала формироваться новая интеллигенция. Однако уровня дореволюционной интеллектуальной элиты советские «образованцы» (так новых работников умственного труда именовал А. И. Солженицын), в массе своей не достигли.

Как бы то ни было, Россия и при большевиках оставалась Россией, а обескровленный народ проявив лучшие свои качества, сумел преодолеть последствия смуты и победить в самой страшной войне из всех, которые знало человечество.

Что в остатке?

19 октября в ходе выступления на заседании клуба «Валдай» Владимир Путин заявил, что революция всегда является следствием дефицита ответственности всех участников процесса.

Ещё раньше, в январе 2016 года президент назвал Владимира Ленина причиной развала СССР. На заседании президентского Совета по науке и образованию Владимир Путин заявил, что деятельность вождя революции привела к разрушению исторической России.

В столетнюю годовщину Октябрьской революции 1917 года нужно положить конец расколу в обществе, который она вызвала — таково мнение российского руководства. «Я рассчитываю, что эта дата будет воспринята нашим обществом как подведение черты под драматическими событиями, которые разделили страну и народ, станет символом преодоления этого раскола, символом взаимного поощрения и принятия отечественной истории такой, какая она есть. С ее великими победами и трагическими страницами», — отметил Владимир Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека.

Дмитрий ФЁДОРОВ  

Теги: