Top.Mail.Ru

Соседи по Северу

Весна приносит свет, обновление, радость, но одновременно приходит и страстное желание увидеть вспаханными наши поля.

Сравнительно недавно, проходя мимо Мальцевского рынка в Петербурге, заглянул в подвал, где когдато, даже ещё в 80-е, торговали картошкой. В ответ на мой интерес работник рынка сильно удивился и строго сказал, что в подвале никогда никакой торговли не было. Не стал с ним спорить, но обидно сделалось. Была там торговля прежде, был полный подвал. И разницу между псковской, новгородской и местной картошкой знали. Хоть климат у нас и северный, но картошка всё же растет нормально. Да и кое-что другое тоже. Достаточно на близких финских соседей посмотреть.

Весной это особенно заметно, даже из окна скорого поезда или рейсового автобуса, уж не говоря о машине. Видно, что земля оживает, открывается воде и солнцу, что она готовится растить и приносить плоды. И видно, что её любят, ей помогают.

И тут-то и встаёт вопрос — неужели у нас не включается соревновательное чувство, когда смотрим на них. Неужели нет желания показать, что и мы можем, и что и наша земля родит. Совсем скоро Финляндия будет отмечать столетие независимости. И им вправду есть чем гордиться: всего за сто лет возникла развитая, живая, совершенно самобытная страна. Можно гордиться не только рыбой, но и маслом, не только кораблями, но и лифтами Kone, не только северным сиянием, но и Nokia (даже если фирма в прошлом, но зато каком славном).

И при этом они никогда не стеснялись перенимать наш лучший опыт. Имею в виду не только образцовое для Европы среднее образование, но и всю систему музыкального обучения. Финны приняли идею районных музыкальных школ и систему Кабалевского, достигнув феерических успехов.

В стране с населением поменьше Петербурга — десятки оркестров, а среди них — оркестры мирового класса. И есть они не только в Хельсинки, но и в Турку, Тампере, Лахти (где население лишь чуть больше Выборга).

Надежд на высококлассный симфонический оркестр в Выборге у нас как-то немного. Да и система детских музыкальных школ явно не на подъёме. Она выживает, но с диким скрипом и кажется реликтом прошлого, а не залогом будущего. А не удобришь, так и не взойдёт.

Ладно, Бог с ними с оркестрами, но финская архитектура есть везде — и в столице, и в маленьком посёлке. И есть желание строить практично, точно, крепко и надолго.

На самом деле между архитектурой и сельским хозяйством много общего: это взгляд вперёд, далеко вперёд. Оставляют следующим поколениям как дома, так и землю — как залог жизни и устойчивости. И вот эту устойчивость, надёжность продолжения так хотелось бы от них перенять. Не стесняться учиться и взывать к их примеру — строим, живём, продолжаемся.

Последнее время часто говорят про дальневосточный гектар. Но ведь и в нашей области гектар под пашню был бы разумной идеей, а два десятка гектаров — ещё лучше.

Едешь по области и почти везде видишь одни брошенные поля, уже зарастающие, а некоторые даже и совсем заросшие. Вот их бы и давать, но под самым строгим, даже строжайшим контролем — именно под пашни и пастбища.

Можно было бы даже у каждого выданного фермеру поля ставить табличку. А потому всякий увидевший нарушение условий землепользования мог бы обращаться куда следует и жаловаться. Это было бы такой открытой системой контроля землепользования. И, быть может, что-то бы и заколосилось, ну, или сено бы там скотинеаккуратно и в срок косили. И тогда, переезжая из наших краёв в соседние, не было бы такого горького, ранящего сожаления, что у них — поля, вспахано всё, засеяно, обработано. Скот и коровы глаз радуют, а у нас — многое брошено. Это было бы и лучшим соревнованием — в любви к родящей земле.

Одно соревнование мы давно выиграли — таких больших домов (дач, а скорее вилл) в Финляндии сразу не найдёшь, искать надо долго, а вот теперь бы и за землю взяться.

Алексей ЛЕПОРК

Теги: