Top.Mail.Ru

Прорыв

Долгожданный. Проходит уже 900-й (подумать только,как вынослив человеческий организм!) день.

И наконец-то…. Накануне по приказу командира батальона капитана Горохова мы с капитаном Потаповым вдвоем засели за подготовку оперативных документов для всех танков (а их у нас 21 единица Т-34) по действиям каждого из них во время прорыва блокады героического Ленинграда. Местонахождение, продвижение по линии огня, ведение боя по выявленным позициям противника — все это и другое (связь, возможные изменения позиций) мы изложили на топографических картах, с приложением других боевых документов. Было около 4 часов утра 12 января, когда смог прикорнуть, и то не в своей машине (она, теперь не помню почему, находилась далековато). Я, разложив фашину на снегу под сосной, закутался шинелью и сразу же заснул глубоким сном. А мороз-то был немалый.

Ровно в 9.30 со стороны Ленинградского фронта и от армий нашего Волховского фронта началась такая мощная артподготовка, какую редко приходилось наблюдать — а ведь шел уже третий год войны. В 11.10 наш 402-й танковый батальон в составе 185-й танковой бригады из места сосредоточения пошёл в наступление в направлении рощи Круглая. И уже на следующий день мы овладели этим мощным вражеским узлом сопротивления.

Атаковали и все последующие дни, меняя выходящую из строя технику, теряя самое ценное — жизни танкистов, 75% из которых гибли прямо в танках, сгорая за рычагами и приборами наведения орудий. Танки с боевых позиций не уходили, им туда подвозили боеприпасы и горючее. Настроение у всех было приподнятое, ведь многие из нас были ленинградцами, у некоторых в городе оставались семьи.

Как-то командир батальона дает мне задание доставить пакет с боевым распоряжением экипажу одного из подбитых танков. Возвращаясь назад, я попал под обстрел немецкого шестиствольного миномета под нашим названием «Иван». Когда вернулся к своим солдатам, один из них говорит: «Алексей! А что это у тебя шуба разорвана?» Я в спешке не заметил. Когда разделся, оказалось, что осколком прямо над сердцем порвана гимнастерка, а на теле прочерчена рана, правда, не очень глубокая, иначе…

И так продолжалось все дни этой героической осады, пока 18 января блокада была наконец-то прорвана, и мы обнимались с солдатами Ленинградского фронта. Кажется, в одном из рабочих поселков Синявино.

Алексей Иванович ГУНДАРОВ, ветеран Великой Отечественной войны, почетный житель города Отрадное

Теги: