Top.Mail.Ru

Чилийские парадоксы

13 декабря 1973 года чилийское правительство во главе с генералом Аугусто Пиночетом объявило дефолт по внешним долгам. За три месяца до этого был свергнут законно избранный президент — Сальвадор Альенде.

Сорок с лишним лет маленькая страна на южной оконечности американского континента не сходит со страниц газет. На чилийский опыт постоянно ссылаются. Так что же было в Чили в реальности?

О чем шумим?

В 50-60-е годы это была страна со стабильно проводимыми выборами президента и парламента, с небольшой, но высокопрофессиональной армией, скроенной по прусскому образцу. Чили, как и многие страны Латинской Америки, преследовало одно зло: инфляция, порождавшая бедность. Больше всего она била по среднему классу, который не мог чувствовать уверенность в завтрашнем дне.

Ситуация усугубилась, когда на выборах президента победил социалист, врач Сальвадор Альенде. Особенность выборов по-чилийски состояла в том, что никакого процентного рубежа явки не было: главой государства становился тот, кто набирал относительное большинство голосов. Альенде в итоге получил чуть больше 36% и объективно не мог считаться общенациональным лидером. И, тем не менее, начал радикальную политику левосоциалистического толка.

Частная собственность национализировалась, на частных предприятиях были легализованы рабочие советы, ставившие под свой контроль производство, в результате чего оно неуклонно сокращалось. Правительство Альенде не нашло другого выхода как печатать все больше и больше не обеспеченных, бумажных денег. Поддержка Альенде все больше сокращалась. На улицах шли демонстрации его сторонников и «марши пустых кастрюль». В этих условиях командующий армией Аугусто Пиночет решился на военный переворот. Оба — и Альенде, и Пиночет — были абсолютно уверены в своей чистоте и правоте. Кто-то из них должен был погибнуть. Смерть позору предпочел Альенде. Пиночет предпочел власть для спасения страны.

Чикагские мальчики

Сопротивление сторонников Альенде было подавлено весьма быстро. Но военным надо было управлять экономикой. Они этого делать не умели. Именно поэтому через два месяца после переворота правительство Чили и объявило о дефолте. Страна находилась в железных тисках, но экономика была в плачевном состоянии.

И все же Чили повезло. Дело в том, что декан экономического факультета Чикагского университета — возможно, самого сильного в мире учебного заведения по подготовке экономистов — был женат на богатой чилийке. И еще до переворота Пиночета некоторые молодые чилийцы закончили Чикагский университет. Их-то и собрал Пиночет, задав им простой вопрос: что делать с экономикой? Ответ был получен через сутки.

Молодые люди написали примерно следующее: «Во-первых, мы не знаем, что делать. Во-вторых, никто не знает, что делать. В-третьих, тот, кто скажет, что знает, что делать — наверняка лжец, В-четвертых, есть общие законы экономики. В-пятых, мы попробуем применить их в нашей стране».

Пиночет был поражен такой степенью откровенности. Он взял с молодых людей — а все они были не старше тридцати с небольшим лет — слово, что они не будут лезть в политику, но при этом предоставил им полную свободу в реформировании экономики. И еще. Поскольку Альенде не смог остановить рост коррупции, Пиночет заявил: он будет за нее жестоко карать.

Взлет и падение

Главной идеей «чикагских мальчиков» было создание условий для частной инициативы, уход государства из экономики. Помогли и международные кредиты, пришедшие в Чили, а также возросшие цены на медь — основное природное богатство. Но все-таки суть дела была именно в частной инициативе и борьбе с коррупцией.

Серхио де ла Куадро, ставший президентом Центробанка Чили, вспоминал, что на первый день рождения в новой должности ему пришло чуть ли не два вагона подарков. Его гордостью было то, что через год он не получил ни одного подарка. Подарок — род подкупа. А подкупить главного банкира было просто невозможно.

Самой впечатляющей стала пенсионная реформа. Люди получили возможность откладывать себе на старость, зная, что их деньги не сгорят. Реформа образования, при которой деньги шли не чиновникам, а людям, позволила выходцам из бедных семей вносить деньги на счета престижных школ и получать хорошую подготовку. Была организована дешевая ипотека, исчезли кварталы нищеты. Частная инициатива оживила чилийскую пустыню, и весь мир узнал вкус чилийских вин.

11 сентября 1980 года на референдуме более двух третей чилийцев высказались за продление полномочий Пиночета. Но в 1989 году он отошел от власти.

История Чили полна парадоксов и противоречий. Может быть, должно смениться несколько поколений, чтобы они были сняты.

Валерий ОСТРОВСКИЙ

Теги: