Top.Mail.Ru

Как лук для блокадного Ленинграда по колено в воде доставляли

Издание Online47 опубликовало малоизвестный эпизод из истории работы Дороги жизни.

Сегодня, 22 ноября, отмечается 80-летие со дня открытия Военно-автомобильной дороги №101 – Дороги жизни. Каждый день работы ее – спасенные и потерянные жизни. В честь этого издание Online47 опубликовало малоизвестный эпизод из истории первого ледового периода Дороги жизни, запечатленный в дневнике военного корреспондента и писателя Арифа Сапарова.

«Конец апреля 1942 года. Это было межвременье – лёд таял, но навигация начаться не могла... Лёд был слишком хрупок и ненадежен. Посылать шоферов в рейс – значило посылать их на верную гибель. Но тогда на верную гибель обрекались ленинградцы».

По словам автора дневника, на складах восточного берега скопились запасы сахара и масла, посевного картофеля, на который тогда делалась особая ставка. Продукты поступили с опозданием, а без них не мог существовать блокадный город.

Также работникам ледовой трассы предстояло выполнить приказ руководства Ленинграда – доставить по половине луковицы каждому жителю города к майским праздникам. Однако этому указу противоречил другой – приказ Военного совета Ленинградского фронта: немедленно прекратить движение транспорта по ледовой дороге.

«Но работники ледовой трассы – более полутора тысяч человек: от уборщиц до штабистов – не могли допустить и мысли, что бесценный в те дни груз останется на Большой земле… Способ нашли, – рассказал в своём дневнике Ариф Сапаров. – И придумали его не командование и не начальство... Люди. Водители, дорожники, механики, грузчики, уборщицы, штабисты, медики сказали: «Мы пойдем пешком по воде». По колено, по пояс в воде на своих плечах 30 километров они несли мешки с луком по талому ладожскому льду».

Военкор Сапаров в своих дневниках рассказал и о Дороге жизни, и о Седьмой симфонии Шостаковича, и о подробной хронике Прорыва. В основном запечатлены малоизвестные факты, изученные журналистом Михаилом Телеховым. Он и предоставил Online47 воспоминания свидетеля тех дней.

«Дорога жизни – это не просто колеи, проложенные по льду с одного берега Ладоги на другой. Это дорожные знаки, вехи, мостки... Но главное – люди, водители, регулировщицы, ремонтные и аварийные бригады, медперсонал, связисты, зенитчики, пулеметчики, – напоминает он в этот особый день – 80-летия со дня открытия Дороги жизни. – Иначе не был бы нам так дорог даже самый малый эпизод этой великой истории».

Ранее Общая газета Ленинградской области сообщала, что Валентина Матвиенко открыла памятник машине-спасительнице «Полуторке» в Ленобласти.

Теги: