Top.Mail.Ru

Был день «женделегаток» 

То, как причудливо менялась трактовка 8 марта в советское время, — отлично прослеживается на страницах районных газет Ленинградской области.

 

Открыв подшивку любой районной газеты 30-х годов на выпуске от 8 марта, мы непременно увидим огромное количество материалов, посвященных эмансипации женщин. Понятное дело, что свободу женщинам дала Советская власть. «Колхоз вырвал меня из лап нищеты, — уверенно заявляет на страницах «Красногвардейской правды» 1933 года ударница Анастасия Ильина. — Не надо больше заботиться о хлебе. Не болит сердце, где провести зиму с семьей... Только в колхозе женщины могут стать наравне с мужчинами».

Портреты женщин-ударниц, так называемых «женделегаток» — то есть женщин-делегаток разнообразных съездов и форумов — печатаются в газетах не только 8 марта. Но к празднику, конечно, издания стараются вовсю.

Иногда излишнее рвение приводит к печальным результатам. Драматическая история, достойная пера Сергея Довлатова, разворачивается на страницах двух мартовских выпусков «Красногвардейской правды».

8 марта 1933 года газета в числе прочих печатает хвалебный очерк, озаглавленный «Повар, ударница, энтузиастка». С фотографии на читателей смотрит, насупившись, пожилая женщина. «60 лет Поповой Евгении Акимовне. С 12 лет работает на кухне, но энергии и инициативы у нее непочатый край», —бодро живописует корреспондент портрет повара гатчинской столовой №4.

Через пару номеров — скандал. Газета выходит с самообличающим материалом: «Маска сорвана. Попова — классовый враг». «При проверке оказалось, что, обманув наглейшим образом все организации, скрыв свое прошлое, она пробралась на работу. В прошлом Попова была владелицей пивной, работала 15 лет у князя, муж ее был царским лакеем. Вполне понятно, что Попова — это дворянская приспешница, затаив злобу и ненависть, спрятав камень за пазухой, пробралась на теплое местечко с предательскими намерениями. Попова разоблачена и снята с работы».

В чём конкретно выражались «предательские намерения» бывшей владелицы пивной, газета не указывает, но призывает всех к революционной бдительности.

Если в начале 30-х годов газетам еще приходилось специально выискивать эмансипированных женщин «нового, советского типа», то в послевоенные годы недостатка в примерах, когда женщины выполняли суровую мужскую работу, не было. Выкосившая несколько поколений мужского населения война заставила женщин не только встать к станкам, но даже спуститься в шахты.

 «Женщины-шахтеры» — так озаглавлена заметка к 8 марта в сланцевском «Знамени труда» от 1951 года. «В шахте работают десятки женщин, — не без гордости сообщает газета. — Мотористки, рукоятчицы, сигналистки, машинисты электровозов, лебедчицы — вот далеко не полный перечень их специальностей».

Примечательно, что лишь в начале 70-х, в той же газете в заметке «Горнячки» о женщинах в забое, начинают писать как об исключении, нежели правиле. «Была такая необходимость, — пишет рабкор "Знамени труда" Г. Чертков, имея в виду работу женщин непосредственно в шахтах в первые послевоенные годы. — Но Советское государство заботится о женщинах, дает им работу по их силам и способностям».

Начиная с 60-х годов, тон заметок к 8 марта начинает меняться. Материалы о передовиках и ударницах остаются на первых полосах, но внутри — праздничные статьи уже имеют более теплый, семейный оттенок. Типичные заголовки 60-70-х: «В мамин праздник», «Чтобы мама была рада» и даже «Берегите мужчин»…

Любимая тема нехитрых фельетонов и карикатур — то, как мужчины 8 марта начинают выполнять по дому все женские обязанности — стирать, убирать, готовить… И вот уже в разделе юмора находим следующие пассажи: «Это должна знать каждая женщина. Не оставляйте мужчину одного в квартире. Он может открыть окно и простудиться. Уходя из дому, отведите мужа к соседке. При этом не рекомендуется долго задерживаться в очередях».

К концу перестройки даже с первых страниц районок исчезают высокоидейные материалы про женщин-ударниц. Тихвинская «Трудовая слава» в 1989 году и вовсе вместо передовицы публикует стихи о любви разных поэтов, от Пушкина до Заболоцкого. Так что вместо статьи о женщине навсегда сбросившей оковы кухонного рабства, читаем (опять-таки про оковы):

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

 

Теги: