Оцифровать навыки
Можем ли представить себе сегодня, какие изменения ждут систему образования после всеобщего перехода на «цифру»? В информационной сфере уже произошёл скачок, который мы пока не в силах осознать полностью.
Но обязаны переподготовить педагогические кадры так, чтобы они соответствовали цифровой экономике.
Поэтому представители Ленинградской области войдут в формируемую правительством России рабочую группу по разработке и тестированию моделей компетенций в сфере образования и рынка труда.
Ведь сегодня остро требуется перейти к непрерывному профессиональному развитию педагогических кадров. Им — труднее всего. От них получают знания и навыки наши дети, в руки которых мы передадим ленинградскую землю, и они будут трудиться на ней вместо нас. Те, кто уже сегодня в некоторых сферах понимают больше.
Симбиоз для коворкинга
Какие проекты работают для самих юных творцов?
Ленинградская область запустила молодёжный проект «Коворкинг-центр». Такие центры с оборудованным пространством для личного и профессионального развития — место, где молодым людям дается возможность на этой площадке реализовать свои как экономические, профессиональные, так и общественные проекты. Это симбиоз: не бизнес-центр, не общественный центр, не клуб по интересам, который был в советское время во дворах. Это некое современное пространство.
Пока регион — «в зоне эксперимента». Коворкинг-центры открываются в пилотном режиме. Но если эта тема «пойдёт», бюджетное финансирование откроется для создания таких центров во всех районах Ленинградской области.
Второй проект для детей — это «Равные возможности». Можно сказать, «хорошо забытое старое». На базе микрорайонов, по сёлков и деревень создаются подростковые и детские клубы. На старте проекта его идеологи даже не представляли себе, что он так «пойдёт». Сегодня же в Ленинградской области работает 15 клубов.
Например, во Всеволожском районе в разных поселениях создано уже 11 клубов, и все они разной направленности. В Лесколово — экология, в Кудрово — спортивно-технический центр. А в Сосновом Бору, например, есть «Клуб общения трёх поколений» и клуб «Юный патриот». В Тосненском районе работают клубы «Под крышей дома своего» и «Красивый дом».
Подобные подростковые клубы, в идеале, должны заработать во всех микрорайонах и городах, деревнях и посёлках Ленинградской области.
У «синих воротничков» — золотые руки
Понятно, что внешкольная занятость — важна. Однако регион считает стратегическим направлением — вырастить кадры. С учётом вызовов цифровой эпохи.
Поэтому Ленинградская область стремится стать регионом, где будут готовить самые квалифицированные кадры России. Ведь это — реальное преимущество перед ближними и дальними соседями, потому что самые современные инвестиции связаны с современными кадрами.
Три года назад в Ленинградской области перестали стесняться термина «синие воротнички». И сегодня он мало того что прижился — он повышает престиж рабочих профессий. Потому что именно «синие воротнички» — база экономического развития.
Именно поэтому качество обучения необходимо не только камерально-документальное, но и профессиональное, с использованием современных технологий, машин и механизмов.
Что для этого делается? Регион активно работает с «Киришинефтеоргсинтез», где воссоздали современный стенд управления химическими процессами. На работу будут приходить, наконец-то, молодые люди, которых не понадобится потом переучивать по 5-6 месяцев. Такая же работа идёт с «Фосфоритом» и рядом других компаний.
Очевидно, однако, что нет финансовых возможностей создавать в каждом училище и техникуме современные классы с применением современных технологий. Поэтому губернатор Ленинградской области поддержал идею создания единого центра компетенций, единого обучающего центра. Пока предполагается организовать его на базе нанотехнопарка в Гатчине, куда будут приезжать стажироваться студенты училищ и техникумов для работы на самых современных станках и оборудовании.
Рабочее название центра — «Университет новых рабочих профессий».
В поднятии престижа рабочих профессий важно, что регион ежегодно участвует в профессиональных 踐德соревнованиях WorldSkills. Их условия — весьма жёсткие.
Для того, чтобы участвовать в чемпионате, регион должен обучать ребят по современным стандартам, иначе они не смогут достойно выступить. Есть надежда, что один из чемпионатов мира или Европы пройдёт в 47-м регионе, к чему и стремятся ленинградцы.
Важно, кроме того, провести аудит тех профессий, которым обучают ребят в средних профессиональных заведениях. Нужны новые квалификации — с учётом тех перспектив, которые нас ждут.