Top.Mail.Ru

Лицо лицейской национальности

Ленинградская область, как и остальная Россия, отметила День лицеиста. Что сегодня представляет из себя «лицейская жизнь» в нашем регионе, где сегодня — 7 таких учебных заведений? И стоит ли стремиться отдать ребёнка учиться именно туда?

С момента образования первого в России знаменитого лицея — Пушкинского — прошло чуть больше двух столетий. Собственно, именно его «день рождения» наша страна отмечает 19 октября на общенациональном уровне — настолько большое влияние на формирование интеллектуальной и управленческой элиты оказал его формат обучения в XIX веке. Эксклюзивный, как принято теперь выражаться, был формат.
За прошедшие годы лицеи в России открывались и закрывались. И теперь их только в Ленинградской области — целых семь. Или всего семь? Гимназий, например, 13 — больше. А всего школ — 383. Такое соотношение заставляет среднего родителя думать об «особости» лицеев. Раз уж их так мало.
Главное отличие лицея от других средних школ, как объяснила «Общей газете» начальник департамента развития общего образования Ленинградской области Татьяна Рыборецкая — в реализуемых программах: «Гимназия может развивать гуманитарное направление обучения, лицей — естественнонаучное». Если упростить, схема выглядит примерно так. Средняя школа должна учить всем предметам в равной степени (за исключением заведений с углублённым изучением какой-либо дисциплины). На то она и общеобразовательная. Гимназия в старших классах может профилировать направления обучения, а лицей — и вовсе давать близкие к вузовским курсы. Практика, понятно, показывает, что и «обычная» школа может быть очень «сильная». С 2013 года законодательство вообще практически уравняло все учебные заведения с точки зрения статуса. Но традиции и наработки остаются.
Лицеи в 47-м регионе работают во Всеволожске, Гатчине, Киришах, Отрадном, Сосновом Бору и два — в Тихвине. 

ВСЕВОЛОЖСК

Начнём с одного из самых экологически чистых городов страны — Всеволожска. В лицее №1 (получил статус в 1996 год) по данным на 2016-2017 годы учится 1 280 человек. 57,8 % школьников обучаются на «4» и «5», из них 13,6 % — получают только отличные отметки.
Педагогов всего 68 человек. Как позиционирует себя лицей, основная цель — осуществление проекта «Педагогический ключ успешного обучения». Сюда входит поиск таких решений, которые помогаю развиваться как ученикам, так и учителям.  
Но программы в лицее №1 как физико-математической направленности, так и гуманитарной. Причём так и во многих дургих. В качестве дополнительного обучения, кроме, к примеру, робототехники и каких-либо математических или физических предметов, есть, допустим, кружок «Журналистика». Хотя это, конечно, факультатив.
О достижениях Всеволожского лицея. Он — лидер в муниципальных и региональных турах Всероссийской олимпиады школьников: стал победителем во Всеволожском районе и вошёл в топ лучших школ Ленинградской области. По успеваемости — лицей первый в районе и в пятёрке лучших областных школ. По числу медалистов в 2016-2017 учебном году — первое место в районе, третье — в области.

ГАТЧИНА

Гатчинский лицей №3 — таким он стал относительно недавно, в 2006 году. Всего 1 070 учеников. Педагогов — 67 человек. Одна из целей лицея — профильное воспитание, которое помогает ребятам самоопределиться в обществе, углубиться в изучение конкретной сферы жизни.
В школе работают и заслуженные учителя России, и педагоги, отмеченные знаками отличия. Правда, на конкурсе «Учитель года России» Ленинградскую область успешно представляли учителя двух других гатчинских учебных заведений (гимназий): в этом году — историк Иван Хеорхе, а в 2014-м — Денис Рочев. Но будем считать, это лишнее свидетельство наличия в Гатчине особой "педагогической школы" и присутствия "гения места".
Лицей отличается и в олимпиадном движении: традиционно лидирует по победам на районных предметных олимпиадах. Последние 4 года лицей в Топ-500 лучших школ России.
Выпускница лицея №3 Ольга Новокрещёнова рассказала корреспонденту «Общей газеты» о том, что то, что она учится в престижной школе, естественно, ощущала. Но само чувство, что да, именно в лицее — такого не было. Понятие само, по мнению Ольги, давно умерло.
— Ты находишься там, где требования к людям чуть выше, где знания чуть выше. Ты — в среде, которая заставляет тебя быть сильнее и не даёт «просесть». Школа пытается сделать такой — лицейский лоск. Придумать гимн, герб, день лицеиста. Как я это ощущала, будучи школьником? К таким выражениям, как «вы же лицеисты», всерьёз мы не относились. Это выражение употребляли и в контексте внешнего вида. Сейчас я понимаю, что, возможно, это было правильно. Потому что форма — она иногда определяет серьёзное отношение к содержанию. Но тогда эти «игрульки» на меня впечатления не производили. А статистика, что учусь в крутой школе, с ребятами, которые становятся лучшими во всей стране, в своей возрастной категории — вот это давало повод для гордости. Даже для понтов!

КИРИШИ

Переходим к центру нефтехимической промышленности — городу Кириши. Лицей здесь функционирует аж с 1993 года. В учебном процессе заняты 51 педагог и 871 ученик. Цель школы, по программе развития 2015-2020, в том, чтобы создать открытое информационно-образовательное пространство, в котором ребята смогут совершенствоваться в разных областях деятельности.
В 2013 году — в своё двадцатилетие — лицей стал победителем районного конкурса «Школа года». По результатам предметных районных олимпиад учреждение получало «Хрустальный ключ знаний» в 1995, 1997-2003, 2008, 2011 годах.

ОТРАДНОЕ

Работает лицей и в городе Отрадное. С 1999 года. Это единственное учебное заведение в Кировском районе с многопрофильным обучением.
Школа выбрала для себя главные ориентиры: единство, стратегирование, установка, продвижение, организация. И, опираясь на них, считает главной целью —  «формирование нравственно и физически здоровой личности, образованной, свободной, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации». А особенность лицея в том, что личностная и социальная его направленность как раз и способствует становлению настоящего лицеиста. Который сможет быть компетентным во многих областях и сам сформирует себя как личность.
В вузы поступают около 90% лицеистов. Среди выпускников и учёные, и врачи, и работники культуры.
Чем гордится? Тем, например, что в 2006 году получил звание «Школа года», два года спустя — «Лучшее учреждение социальной сферы», а в 2013-м стал самой «Красивой школой». Также Отрадненский лицей — победитель Всероссийского конкурса школ, внедряющих инновационные программы.

ТИХВИН

В городе Тихвин, который входит в число 110 знаменитейших исторических городов России, открыты аж два лицея: №7 и №8.
Первый в таком статусе работает с 1997 года. Сегодня там 45 педагогов и 665 учеников. Лицей придерживается основных принципов образования: гуманизация, демократизация, дифференциация и индивидуализация образования, профессиональная ориентация, сознательный выбор.
Гордится лицей может, например, тем, что в своё 40-летие, в 2012 году, победил в областном конкурсе «Лучшая программа развития ОУ». В 2008 он был внесён во Всероссийскую книгу почёта. В том же году лицей был опытной экспериментальной площадкой учреждения российской академии образования «Институт педагогического образования».
«Вариативность нашей программы зависит от индивидуального запроса родителей. Мы подстраиваемся», — говорит директор лицея №7 Татьяна Свиридова. «Ребята делятся на группы. На классы. Допустим, в прошлом году классы были математические и информационно-технические. В этом — социально-экономические и информационно-технические. Мы отталкиваемся от того, в какие вузы дети собираются».
В этом году лицеисты, в основном, поступали в Санкт-Петербургские политехнический и аграрный университеты, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича, а также в Военно-космическую академию имени А. Ф. Можайского и Московскую юридическую академию.
Лицей №8 тоже упоминается во Всероссийской книге почёта. Ещё школа признана в 2013 году одной из 500 лучших образовательных учреждений России. И гордится также тем, что, к примеру, в 2010 году победил в областном конкурсе на лучшее учреждение образования, развивающее физическую культуру и спорт. А в 2011-м — в конкурсе по реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации школьного питания.
В этом лицее — 915 учащихся и 57 педагогов. За всё время он выпустил мастеров спорта международного класса, участников олимпийских игр. Его ученики становились дипломантами международного конкурса «Звезда академика Д.С. Лихачева», были занесены в энциклопедию «Одарённые дети России» и получали президентские премии.
Обучение в лицее направленно, опять же, на «саморазвитие и непрерывное образование; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

СОСНОВЫЙ БОР

Лицей №8 в Сосновом Бору открыт с 1993 года. Гордиться он может тем, что в прошлом году, к примеру, стал лауреатом первого Всероссийского конкурса «Успешная школа». Четыре года подряд, начиная с 2012-го, школа была лучшим образовательным учреждением Ленинградской области по работе с одарёнными детьми. Также лицей входил в топ-50 и топ-500 «Лучших школ России» и топ-100 «Лучшие профильные школы». Работают в лицее 43 педагога. Обучаются 366 учеников (с 5 по 11 классы).

РЕМАРКА НА ЗАМЕТКУ

«Нынешний лицей — это совсем не то же самое, что Пушкинский», — рассуждает  в беседе с корреспондентом «Общей газеты» Майя Шелюховская, директор физико-математического лицея №344 Невского района Петербурга. По её словам, статус такой нужно поддерживать. И лицеи стараются применять теоретические знания сразу же на практике. Для этого работают кружки, в которых ребята углубленно занимаются той ли иной наукой.
Одна из мам учеников, Юлия Копылова, добавила, что лицейская атмосфера — всё же ощущается.
— Наша — родителей — работа связана с физикой и математикой, мы сотрудники Пулковской обсерватории. И дети поэтому в физико-математический лицей пошли. Чувствуется иная атмосфера там: сын, который в этом году перевёлся из другой школы, на занятия прямо бежит! Раньше такого не было...

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

19 октября 1811 года открылся в Царском селе — первый лицей в Российской империи. Для «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям государственной службы», как говорилось в постановлении. Два курса по три года. Воспитанников не менее 20 и не более 50 — вышло 30.
В 1844 году лицей стал Императорским Александровским. И был переведён в Петербург. Теперь же цель его в «воспитании благородного юношества для гражданской службы по всем частям, требующим высшего образования, преимущественно же для служения по министерству внутренних дел». И число воспитанников оговорено — 156 человек.   
Воспитанники обязаны были быть разносторонними — изучали языки, историю, географию, математику и физику. Им преподавали логику, космографию, литературу, право. А после выпуска они становились, как известно, знаменитыми  поэтами, писателями и учёными.
Потом уже для «содействия утверждению основательного образования русского юношества, развития в России самостоятельного педагогического дела и выработки на практике его оснований, приёмов и способов» в 1868 году открылся лицей в Москве. Императорский. В память Цесаревича Николая. Задачами его через 22 года, по новому уставу 1890, стали: дать общее среднее образование; содействовать успешному прохождению воспитанниками университетского курса; содействовать практической подготовке преподавателей для гимназий.
Но в дореволюционной России между открытием двух «столичных» лицеев появились ещё четыре: Ришельевский в Одессе и Волынский в украинском Кременце, Нежинский юридический, опять же, на Украине, а Демидовский юридический — в Ярославле.
Строго говоря, самым первым на территории Российской империи был Рижский лицей. Но он был основан ещё в допетровскую эпоху и заслуга в его основании принадлежит вовсе не России.
На советский период история развития лицеев в России по понятным причинам прервалась. А в начале 90-х — возобновилась. Ради продолжения традиции система образования вернулась к привычным названиям «лицей» и «гимназия», которые были известны соотечественникам, скорее, по литературе. А потому несколько излишне романтизировались. Но ведь и вправду выросли в крепкие учебные заведения, которые не зря имеют репутацию «выше среднего уровня».  

 

Теги: