Top.Mail.Ru

Основные тезисы прямой речи губернатора — в публикации «Общей газеты».

Предстоят непростые решения. Главное слушать и слышать людей

В среду, 6 апреля, губернатор Ленинградской области Александр ДРОЗДЕНКО выступил перед депутатами Законодательного собрания с отчетом об итогах деятельности правительства региона в 2015 году.

Основные тезисы прямой речи губернатора — в публикации «Общей газеты».

Минувший год оказался для правительства Ленинградской области рубежным. Перед нами встало три серьезных вызова, ошибка в преодолении каждого из которых грозила самыми серьезными последствиями.

Три карты

Первым и, пожалуй, основным стал идеологический вызов: 70-летие Великой Победы. Этот святой для всех нас юбилей мы были обязаны встретить достойно. И не только в социальном плане, обеспечив наших ветеранов всем, что им было нужно. Но и ответив тем самым на внешние вызовы — всё более актуальные с учетом непростой международной обстановки.

Подготовка к юбилею велась заблаговременно, однако основные усилия пришлись именно на первые месяцы 2015 года. Сотрудники правительства работали, не покладая рук, без выходных, а последние недели — и вовсе без сна. И сегодня я с удовлетворением могу констатировать: с задачей мы справились. Юбилей Победы в Ленинградской области прошел на достойном уровне, что подтверждается, в том числе, и высокой оценкой со стороны федерального центра.

Второй вызов, который стоял перед нами весь 2015 год — экономические трудности. Неблагоприятные внешние условия могли поставить под сомнение всю ту работу, которую правительство вело последние годы. Сегодня я могу сказать, что Ленинградская область преодолела и это непростое испытание. Снижение индекса промышленного производства составило менее 1 процента и оказалось заметно меньше, чем в целом по России. А в новом году этот показатель и вовсе перешел в рост. По данным за январь и февраль 2016-го индекс промышленного производства в Ленинградской области составил 105,5%.

Выросли в столь непростых условиях и реальные денежные доходы наших жителей. В январе 2016 года к уровню января 2015го они увеличились на 12%. Почти на 5% вырос уровень инвестиций в Ленинградскую область — и это несмотря на общий негативный инвестиционный фон в целом по Российской Федерации.

Третий вызов — политический. Ведь, называя вещи своими именами, в сентябре вопрос стоял не только о голосовании за конкретного кандидата в губернаторы. По сути, это был референдум о доверии тому курсу, который вело наше правительство, и о котором я заявлял с этой высокой трибуны еще 28 мая 2012 года. Вотум доверия был нами получен. Именно эти голоса жителей региона и лягут в основу тех реформ, которые мы будем продолжать проводить в 2016-м и в последующие годы.

 

        

 

Антикризисный план

Непростой рубеж 2015 года Ленинградской области удалось преодолеть с честью.

В первую очередь потому, что в предшествующие три года нам удалось создать качественный экономический фундамент, на котором покоятся все остальные сферы нашей жизни. В 2015м, в ответ на общие негативные тенденции, вызванные низкими ценами на нефть, девальвацией национальной валюты, удорожанием кредитных ресурсов и высокой инфляцией, правительством Ленинградской области был реализован специально подготовленный антикризисный план.

Его реализация принесла значительный эффект. Ленинградской области удалось сохранить лидирующие позиции по объемам производства среди субъектов Северо-Западного федерального округа. Мы заняли первое место по объему продукции сельского хозяйства, вторые места — по объемам обрабатывающих производств, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, вводу жилья и обороту розничной торговли.

Валовый региональный продукт Ленинградской области в 2015 году впервые превысил 800 млрд рублей. Именно такого результата мы собирались достичь к концу 2017 года — то есть по итогам первой пятилетки деятельности губернатора. Однако этот показатель стал реальностью уже сегодня. Как говорили в недавние времена, выполнили «пятилетку за три года».

При этом я уже много раз повторял, что сами по себе экономические показатели, пусть и столь масштабные, не имеют смысла. Они понастоящему заиграют только тогда, когда окажутся в непосредственной связке с жизнью каждого конкретного жителя Ленинградской области. И здесь в 2015-м мы тоже смогли заметно продвинуться.

Реализация всех наших экономических стратегий базируется на главном факторе — демографическом развитии. В 2015 году мы, наконец, смогли переломить негативную демографическую ситуацию. В Ленинградской области произошел рост численности населения, сокращение уровня его естественной убыли и, наконец, снижение смертности.

По предварительной оценке численность постоянного населения Ленинградской области по итогам года увеличилась почти на 3,5 тысячи и на 1 января 2016 года составила почти 1,8 млн. человек.

Число родившихся в 2015м увеличилось почти на 1% (при том, что в целом по Российской Федерации сократилось).

Я объявил 2016-й Годом семьи в Ленинградской области. Ведь именно крепкая семья является основой здорового общества. Уже разработан план мероприятий, направленных на поддержку областных семей. Ибо только опираясь на любовь к детям и уважению ко взрослым мы можем добиться того, чтобы наш регион стал не только территорией успеха, но и областью успешных людей.

И о деньгах…

Одна из главных оценок любой действующей власти — успешность проводимой финансовой политики, качество бюджетного процесса. 2015 год Ленинградская область завершила в качестве одного из самых финансово надежных субъектов Российской Федерации.

Профицит консолидированного бюджета Ленинградской области составил почти 12 млрд рублей. При этом исполнение доходной части превысило 132 млрд — это абсолютный рекорд за всю историю региона. Общие расходы составили в 2015 году почти 121 млрд. рублей — это опять-таки рекорд за всю историю бюджета Ленинградской области.

И вновь от общего — к частному. То есть от регионального бюджета — к семейному. В январе 2016 года в Ленинградской области денежные доходы на душу населения составили 22,5 тысячи рублей. Это почти на 23% выше уровня января 2015 года. Номинальная заработная плата выросла на 6%.

В рамках реализации «майских указов» президента России Владимира Путина в регионе продолжалось планомерное повышение заработной платы работников бюджетной сферы до уровня средней заработной платы по экономике. Именно в развитие этих указов правительство Ленинградской области выходит с новым, и я бы сказал — революционным предложением. Установить новый размер минимальной заработной платы в регионе на уровне потребительской корзины плюс 15%. То есть ее размер будет индексироваться, исходя из реального экономического положения в области. Это, разумеется, сделает жизнь каждого ленинградца более стабильной и защищенной.

Драйверы роста

Общий объем финансирования, который в 2015 году был направлен на поддержку сельского хозяйства, оказался беспрецедентным. На эти цели было потрачено почти 8 млрд рублей. В результате Ленинградская область сегодня — лучшая в России по объемам прироста молока и вообще по производству молока. Мы первые в России по производству яиц. Мы сегодня на втором месте по производству мяса птицы. В 2015 году достигнут значительный рост по производству зерна, картофеля, рыбы.В 2015-м предприятиями региона было посеяно почти 9 тысяч га озимых. Это почти на 40% выше уровня прошлого года. Таков масштабный задел, созданный для успешных результатов нынешнего года.

Ленинградская область сегодня производит 42% от общего объема сельского хозяйства Северо-Запада России. Это результат, которым, действительно, можно гордиться.

Другой традиционный драйвер роста областной экономики — строительный комплекс. В 2015 году ввод в действие жилых домов увеличился в 1,3 раза и составил 2,3 млн. кв. м. Впервые в истории по объемам жилищного строительства мы догнали Санкт-Петербург. А ведь в 2012 году, когда мы с вами говорили о стратегических планах, такая цель на повестке дня не стояла вовсе. Поучается, мы превзошли даже собственные ожидания.

Причины такого успеха — не секрет: абсолютно понятные и предельно прозрачные условия для бизнеса, в рамках выстраивания прямого диалога. А еще — продолжение работы программы «Социальные объекты в обмен на налоги».

Жилье и среда

Экология — это та тема, которая за последние годы вышла в Ленинградской области на первые планы. Тут сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, налицо рост производства и увеличение объема инвестиций в природном комплексе, прежде всего, в лесном хозяйстве. С другой — постоянные попытки со стороны некоторых наших оппонентов вернуться на 5-10 лет назад, и представить дело так, что Ленинградская область-де вступила на путь разбазаривания лесных ресурсов.

К таким «крикунам» у меня есть только одно предупреждение: будьте готовы ответить за свои слова. Мы, как вы знаете, всегда открыты для контакта, для диалога. Если же этого диалога не начнется, а будут продолжаться попытки опорочить нашу политику — что ж, значит, будем обращаться в правоохранительные органы, в суд, с тем, чтобы расставить все необходимые акценты.

Ленинградская область сегодня является одним из лидеров Российской Федерации по показателям сбережения леса. У нас — один из лучших показателей в стране по его восстановлению. Также хотел бы напомнить, что 47-й регион первым в стране принял революционное решение об ограничении включения лесов в границы населенных пунктов. Также мы жестко ограничили передачу лесных земель под рекреационные цели на берегах рек и озер, являющихся территориями общего пользования. Начиная с 2012 года закрыто более 300 незаконных свалок и карьеров на территории нашей области.

Серьезной проблемной сферой для граждан остается жилищно-коммунальное хозяйство. В конце года нам пришлось принять кадровые решения, внести ряд изменений в структуру управления сферой. Рассчитываю, что это принесет свои плоды.

В первую очередь — в сфере капремонта жилого фонда. Тем более, что наша разъяснительная работа здесь уже принесла свои плоды: Ленинградская область по итогам года вошла в первую тройку российских регионов с наиболее высокой собираемостью средств на капремонт. То есть люди нам поверили, и доказали это своим рублем.

Думаю, что позитивную роль в этом сыграло и наше решение заморозить плату за капитальный ремонт. Все остальные регионы ее повышают — а мы оставляем стабильной. И гарантируем это еще на 2 года!

Так что теперь дело остается только за самими работами. Пока их темпы меня не удовлетворяют. В итоге нам пришлось поменять руководство фонда. Перед новыми начальниками поставлены амбициозные задачи. Сразу говорю, что за соблюдение этих цифр спрашивать буду жестко. Уже в этом году мы должны развернуть в Ленинградской области масштабный капремонт домов. А еще — тоже впервые в истории области — начнем поэтапное замещение всего лифтового хозяйства.

Не менее тщательно будем следить и за тарифами на услуги ЖКХ. Сегодня хочу во всеуслышание объявить: те муниципальные чиновники и те управляющие компании, которые решат поиграть с тарифами на коммуналку, должны быть готовы к жесткому ответу со стороны правительства. И потом — не обижайтесь!

 

Участки прорыва

2015-й стал для Ленинградской области годом настоящего культурного прорыва. В регионе никогда — ни в советское, ни в постсоветское время — столько не вкладывали в культурную отрасль, не решали столько стратегических задач, сколько мы смогли решить в этом году. Из областного бюджета, если посчитать общую сумму, на реставрационные работы были выделены средства, превышающие всё, что выделялось до сих пор. Не менее важно и то, что в прошлом году нам удалось реализовать идею, с которой я выступал еще в 2012 году: превратить Старую Ладогу в центр культурного и исторического притяжения всего Северо-Запада России. Произошедшая в сентябре установка памятника Рюрику и Олегу ознаменовала собой включение Старой Ладоги в список ключевых национальных достопримечательностей.

Схожий прорыв у нас произошел и в спортивной сфере. Такого количества спортивных объектов, которое мы строим сейчас, регион не строил никогда, даже в годы советской власти. Только современных пришкольных и поселковых стадионов за два с половиной года возведено более сотни. Уже превратилось в традицию, что мы в Ленинградской области каждый год открываем новые ледовые арены и бассейны. Эта добрая традиция, конечно же, будет продолжена и в 2016-м. Но сегодня мы замахиваемся и на большее — на спортивные объекты национального уровня. В частности, начинаем строить центр развития волейбола в Сосновом Бору, который должен стать лучшим на Северо-Западе.

Но самое главное, что мы в Ленинградской области научились строить спортивные объекты при поддержке частных инвестиций. Одним словом, мы положили начало новой спортивной и новой бизнес-культуре в Ленинградской области. К тому же вот где настоящая пропаганда здорового образа жизни.

С пути не свернем

Сегодня мы в Ленинградской области неуклонно выстраиваем принципы вертикальной демократии. Этот термин я ввел первым в стране. И сегодня он уже весьма популярен. Вкратце повторю его суть. Каждый муниципалитет принимает самостоятельные решения, основываясь на воле депутатов, выбранных жителями. Однако управление исполнительной властью, вплоть до муниципалитета первого уровня, основано на вертикальном принципе. Потому что бюджет — единый. От этого принципа мы отступать не будем. Будем помогать, поддерживать, развивать местное самоуправление, чтобы оно четко отвечало на вызовы со стороны граждан. Но при этом строго спрашивать за каждую копейку из областного бюджета.

Будем предлагать муниципалитетам, которые объясняют свое бездействие отсутствием средств, передавать полномочия на региональный уровень — с сокращением соответствующего штата. Невзирая на должности и лица будем продолжать беспощадную борьбу со злоупотреблениями властью — во всех формах, видах и проявлениях.

По этому пути мы и будем идти. Предстоит, в том числе, и принятие непопулярных решений. Но именно мы несем ответственность за будущее Ленинградской области. И, как бы трудно ни было, с выбранного маршрута, движение по которому одобрено ее жителями, ленинградцами, мы не свернем.

 

Теги: