Top.Mail.Ru

Корабли вылавировали

Областные судостроители объединяются в кластер

Судостроительная промышленность — одна из приоритетных и активно развивающихся отраслей в экономике Ленинградской области. Власти региона работают над формированием кластера в этой сфере. И не случайно. Сегодня корабелы 47-го региона выполняют масштабные заказы, обеспечивая новым флотом грандиозные разработки шельфовых месторождений, оборонный комплекс и мобилизационную готовность России.

Исторически наш регион неразрывно связан с кораблестроением. Город Лодейное Поле часто называют родиной Балтийского флота. Здесь в 1702 году по указу Петра I была основана Олонецкая судостроительная верфь, со стапелей которой был спущен на воду первый корабль Балтийского военного флота — 28-ми пушечный фрегат «Штандарт».

От ладьи до буровой платформы
Кластер судостроения в 47-м регионе — это не только такие гиганты как «Выборгский судостроительный завод», «Ленинградский судостроительный завод "Пелла", «Невский судостроительно-судоремонтный завод», но и ряд предприятий оборонно-промышленного комплекса, производителей судового оборудования и комплектующих.
Перечень продукции областных корабелов весьма обширен. На «Выборгском судостроительном заводе» (входит в «Объединенную судостроительную компанию») за 65 лет существования построено 210 судов различного назначения, 9 морских буровых платформ и 105 модулей верхних строений платформ для разработки нефтегазовых месторождений. Завод «Пелла» занимает лидирующее положение на российском рынке буксиростроения. Буксиры «Пелла» успешно эксплуатируют во всех крупных российских портах, а также за рубежом. «Завод "КРИЗО"» выпускает высокотехнологичные изделия радиоэлектронной корабельной и судовой аппаратуры. ОАО «Завод "Ладога"» является одним из ведущих предприятий России по производству гидроакустической аппаратуры для ВМФ.
Кластерная политика, которую выбрало руководство региона, подразумевает развитие уже существующих секторов экономики. Для судостроителей это возможность более тесной кооперации и внедрения инновационных технологий, материалов, способов производства при выполнении крупных заказов, в том числе при освоении углеводородных месторождений арктического шельфа. Такое объединение усилий будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий кластера не только на отечественном, но и на глобальном рынке.

Всесторонняя поддержка
Несмотря на крепкие позиции областного судостроения, в существующих экономических реалиях предприятия столкнулись с рядом проблем: высокие процентные ставки по кредитам, замещение импортных комплектующих, распределение заказов.
Постоянный и открытый диалог с руководителями предприятий дает власти воз можность быть в курсе ситуации и оказывать им своевременную поддержку. Именно поэтому губернатор Ленинградской области обратился к руководству ОАО «Газпромнефть» с предложением поддержать заявку «Объединенной судостроительной компании» по строительству двух многоцелевых дизель-электрических ледоколов мощностью 22 МВт. Такой контракт был подписан «Газпром нефтью» и «ОСК» в апреле этого года. Оба судна будут сданы «Выборгским судостроительным заводом» заказчику до 2018 года.
Ледоколы будут работать на арктическом терминале Новопортовского месторождения, расположенном на западе Обской губы на полуострове Ямал. Руководство региона также поспособствовало снижению процентных ставок по кредитам выборгской верфи.
Также регион выступил с рядом инициатив для принятия изменений в федеральное законодательство. Область предлагает сократить расходы предприятий-субподрядчиков, осуществляющих строительство судов и морской техники по заказу от генерального подрядчика — АО «Объединенной судостроительной компании». А именно — установить для них нулевую ставку налога на добавленную стоимость для субподрядных организаций.
Еще один вопрос, который волнует судостроителей — закрепление грузовой базы и квот на вылов рыбы. Построенное на российской верфи и зарегистрированное в российском реестре судно должно быть обеспечено на долгосрочной основе (до 20 лет) грузами, а для рыбопромысловых судов — квотами на вылов. Такие изменения позволили бы нашим предприятиям быть уверенным в спросе на строящиеся суда.
Кроме того, регион предлагает рассмотреть возможность строительства на отечественных верфях научно-исследовательских судов по изучению состояния биоресурсов мирового океана, а также для проведения других исследований.
Эти предложения Ленинградская область направила федеральным органам власти. Кроме того, в этом году глава 47-го региона Александр Дрозденко вошел в состав морской коллегии при правительстве России, что позволит отстаивать интересы наших судостроителей на самом высоком уровне.
Формирующийся кластер судостроения, о котором уже было сказано, призван не только объединить усилия предприятий отрасли, но и найти новые ниши для развития импортозамещающих производств.

Инвестиции продолжаются
Для оценки рынка и потребностей областных корабелов в этом году регион заказал научно-исследовательскую работу по теме «Состояние и перспективы развития судостроительного кластера Ленинградской области». Она включает в себя анализ и прогноз развития рынка судостроения и судоремонта в региональном, федеральном и международном аспектах, определение потребностей в производстве/технологиях, оценку спроса на продукцию и услуги кластера на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Также будут проанали- зированы меры государственной поддержки судостроения и судоремонта в России и международный опыт. Итогом исследования станет разработка программы «Развитие судостроительного кластера Ленинградской области».
Акцент на развитие импортозамещения в судостроении ставят и на федеральном уровне. Одними из первых на новые тенденции отреагировали на «Выборгском судостроительном заводе». На его площадке открыт «Выборгский машиностроительный завод», который специализируется на производстве, поставке и сервисном обслуживании палубного судового оборудования. Это не только инвестиции в экономику региона, но и возможность замены импортных комплектующих для заводов страны.
Сами предприятия также продолжают модернизацию производств. Так, в прошлом году на заводе «Пелла» завершилось строительство нового судостроительного комплекса, предназначенного для выпуска современных морских судов усиленного ледового класса длиной до 120 м, осадкой до 6 м и спусковым весом до 3 тысяч тонн. Общий объем инвестиций на строительство нового комплекса составил около 3,4 млрд рублей.
Характерно, что не иссякает и интерес иностранных инвесторов к областному судостроению. На недавней встрече представителей федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания с вице-губернатором Ленинградской области Дмитрием Яловым обсуждалась возможность реализации немецких проектов в судостроительной сфере на территории 47-го региона.

Кирилл ИВАНОВ

Теги: