Top.Mail.Ru

Новый год по-вепсски: Uden vodenke!

Вепсы справляют Новый год весело и хлебосольно, с особым народным колоритом. Начинают праздновать уже 22 декабря. Самый короткий в году световой день для них — повод пообщаться с таинственными духами, лесными или речными, нашептывающими весть о новой реальности, сменяющей прошлогоднюю. С точки зрения потомков заповедной веси, декабрь и январь — время менять жизнь и самим меняться. Конечно же, в лучшую сторону.

Первый гость — бородатый старик

Малые коренные народы Ленобласти (вепсы, ижора, тихвинские карелы, ингерманландцы, водь) — приверженцы солнечного календаря. Основным ориентиром для них испокон веков было солнце.

«Потомки летописной веси обычно встречали Новый год в самый короткий световой день, — рассказал «Общей газете» краевед, член Общественной палаты РФ, писатель Пётр Васильев. — С течением времени, правда, к языческим прибавились христианские традиции, поэтому теперь мы отмечаем и календарный Новый год, и Рождество, но с истинно вепсским колоритом. В наших традициях есть колядования и святочные гадания, купание в очистительной проруби после хождения в образе ряженого и катание с высоких заснеженных гор на санях, на досках, в том числе на кусках изгороди, и многое другое».

Современное представление вепсов о встрече Нового года основано на том, что сперва надо проводить старый. Прежде такой традиции не было, о прошедшем не говорили и лишь настраивались на будущее. Верили, что от того, как человек встретит и проведет праздник, зависит дальнейшая жизнь.

Даже в самых глухих деревнях жизнь в праздничные дни исстари била ключом. Подарков обычно не дарили, но хозяева каждого дома стремились как можно сытнее накормить гостей.

К новогодним праздникам готовились тщательно: мыли избу, запасали продукты, готовили самую вкусную еду. Особенно старались, чтобы стол в праздники ломился от угощений: считалось, что это будет способствовать благополучию семьи в течение всего года. До сих пор живо такое поверье: еда на столах во время праздничного застолья не должна кончаться. Если она закончится, год будет голодным. И ни в коем случае нельзя в эти дни никому из посторонних давать, даже взаймы, что-то из дома — щепотку соли или крупы, деньги, вещи: иначе достатка не жди.

В первый день нового года каждая женщина старалась встать раньше всех и первой набрать воды из колодца — по примете это сулило ее дому в наступившем году особое изобилие. А первым гостем в доме обязательно должен был стать бородатый старик, потому что появление юноши с голым лицом сулило голый (голодный) год».

Мастер декоративно-прикладного творчества Татьяна Сергеева — коренная вепсянка и знаток культуры и традиций своего народа. Фото: Вепсский центр фольклора

В ладу со святыми и духами

Перед встречей Нового года обязательно ходили в церковь. Практически в каждой вепсской деревне со стародавних времен возводились часовни — маленькие безалтарные церкви. «Они строились на средства крестьянской общины, чаще всего «по обету» — по случаю неурожая, гибели скота, пожара, чудесных явлений или видений, — объясняет ученый-этнограф Валентина Королькова. — Часовни ставили на окраинах деревень, у лесных дорог, озер, ручьев и рядом с источниками. Их освящали в честь наиболее почитаемых в крестьянской среде христианских святых: Ильи, Георгия, Николы, Фрола и Лавра, Параскевы Пятницы и других. И обязательно посещали их в канун больших праздников, в том числе связанных со сменой года».

Вместе с тем вепсы верили в духов: домового, дворового, водяного, хозяев риги, гумна и поля, банника (к слову, этого духа они считали самым злым). О происхождении всех этих представителей народной демонологии ходила такая легенда: когда Бог создавал землю, дьявол завидовал и мешал ему. Всевышний рассердился, схватил его и бросил в болото. Там, куда упал дьявол, образовалась большая дыра, и из нее поползла всякая нечисть. Духи поселились в лесах (лешие или лесовики), реках (водяные), а некоторые предпочли человеческое жилье (домовые). Но с ними приходилось считаться, поэтому в первый день Нового года вепсы нередко делали пожертвования: например, относили горшок каши на гумно — для «хозяев риги» и «духа зерна», чтобы те в ответ помогли получить в этом году хороший урожай. А еще варили особую кашу, которую разбрасывали на улице — «кормили мороз».

В период святок (а у вепсов он продолжается с 22 декабря до 6 января) по ночам устраивали гадания. Нужно было пойти ночью на перекресток и прислушаться. Звонкие звуки — жди свадьбы, глухой звук — к смерти.

Славилось и такое гадание: девушки садились в круг, каждая высыпала перед собой горстку зерна, и выпускали петуха: к какой петух подойдет, та первой выйдет замуж.

Для некоторых гаданий вепсские девушки использовали праздничные пряженые (жареные) пироги из толокняного теста. Один пирог обязательно делали с солью — согласно поверью, та, кому он попадался, первой выйдет замуж.

* * *

Предстоящие праздники для представителей малых коренных народов — прекрасный повод вспомнить старинные обычаи и обряды.

От нового года вепсы, как и все, ждут добрых перемен. От близких — любви и заботы. От погоды — побольше благоприятных для будущего урожая дней. И желают друг другу здоровья.

Евгения ДЫЛЕВА

Фото: Юрий Овчинников

 

Теги: