Владельцы хозяйств производят столько, сколько могут продать.
— В чём сегодня более всего нуждаются областные фермеры?
— Первый вопрос — проблема сбыта. Если какой-то ритейл придёт к фермеру и скажет «дай мне продукт, я хочу его продать», то он его не получит, потому что у фермера его нет. Владельцы хозяйств производят столько, сколько могут продать. А потому их продукты в дефиците. Этот бизнес очень сложный, потому что кроме продажи продукта его нужно произвести и сохранить. Нет инфраструктуры, которая позволяет фермеру продать произведённое. Относительно выгодно заниматься молочным животноводством, но при этом фермерам приходится конкурировать с фальсификатом — молочными продуктами, которые в реальности мало отношения имеют к продуктам из настоящего молока.
— А какие у них сложности, например, в развитии своих хозяйств?
— А здесь встаёт следующий вопрос — земельный. Как правило, по соседству с фермерами нет свободных участков земли. Либо они находятся в каких-то полях, разобраны, а собственников не найти. Появился «Ленинградский гектар» — классная идея губернатора. Однако вопрос в грамотной её реализации.
— И какие вы видите пути выхода?
— Необходимо, чтобы развивались и другие виды бизнеса, которые позволят людям больше зарабатывать. Те же небольшие магазины, которые сегодня вытесняются сетевыми супермаркетами. Они же, по сути, выкачивают деньги из области. А фермеры свой заработок не будут выводить в офшор или другой регион. Они пойдут и купят что-то здесь же.