Top.Mail.Ru

«Ни мистер, ни сэр, а товарищ»

Где находятся «причалы Вселенной», почему семья Юрия Гагарина не любила журналистов и чем первый космонавт похож на русских богатырей? В День космонавтики «Общая газета» собрала высказывания современников о «товарище Гагарине» в прессе – в том числе и со страниц областной "районки" «Гатчинская правда» за 1961 год.

Первый удачный полет человека в космос, по воспоминаниям современников, воспринимали с таким же эмоциональным подъемом, как и известие об окончании войны 9 мая 1945 года. Знаменитый диктор, «голос Советского Союза» Юрий Левитан говорил, что с трудом сдерживал слезы два раза в жизни: когда объявлял о капитуляции Германии и когда читал сообщение о полете Гагарина.

А сообщали о первом полете человека в космос буквально всюду: передовицы каждой советской газеты на следующий день после космического путешествия выходили с громкими заголовками и портретами Юрия Гагарина.

Писатель и публицист Я.К. Голованов вспоминал: журналистов того времени если и можно было бы в чем-то упрекнуть, то только в том, что «сами журналисты не в силах были подчас справиться с легким головокружением от успехов и впадали в тон неподобающе восторженный, изобретая всевозможные красивости вроде "звездных верфей" или "причалов Вселенной"».

При этом в семье Гагарина журналистов воспринимали неоднозначно. Мать первого советского космонавта Анна Тимофеевна вспоминала, что дни радости после возвращения сына Юрия на Землю омрачали лишь журналисты: «Радость тех дней омрачена была лишь одним неприятным эпизодом. Вернулись мы из Москвы домой и обнаружили, что пуст ящик комода, где хранились наши семейные фотографии, письма, Юрины конспекты, дневники еще со школьных времен. Вел он их всегда аккуратно, собирал. Я эту привычку поддерживала. Спрашиваем у Тамары, Юрика, где же все бумаги. Ребята растерянные, отвечают, что у них "дяденьки" попросили. Издания самые солидные называли, обещались, мол, вернуть. Не вернули – до сих пор».

Иначе отзывалась о журналистах в недавнем интервью изданию «Российская газета» дочь Юрия Гагарина Галина: «Плеяда журналистов, писавшая о начале космической эпохи, умела мечтать. […] Они были честны, открыты, по-настоящему профессиональны, прекрасно образованны, любили свою страну, глубоко разбирались в вопросе, о котором писали. Никогда не гнались за сенсациями и специализировались в одной близкой им области».

В прессе о Юрии Гагарине говорили в самых восторженных тонах. В номере газеты «Правда» за 14 апреля журналисты так писали о Гагарине и его полете: «За сто восемь минут советский человек сделал больше, чем за всю свою жизнь совершил Колумб, открывший Америку. Магеллан, обогнувший на корабле земной шар. Пири и Амундсен, оставившие флаги своих наций на Северном и Южных полюсах. Один советский человек сделал больше, чем все вместе взятые путешественники, одну за другой открывавшие новые страны».

Описывалась при этом не только личность, но и внешность героя. Таким представляется образ Гагарина спецкору газеты «Правда» в номере за 13 апреля в репортаже «В районе приземления»: «На его молодом лице почти не видно следов усталости. А ведь какой огромный путь только что проделан – облет вокруг земного шара со скоростью многих километров! […] Вот он в летном шлеме, из-под которого выбиваются светлые волосы, в голубом, небесного цвета комбинезоне, невысокого роста, подтянутый, стройный, очень оживленный. В его голубых глазах то и дело вспыхивают задорные искорки. Так и кажется, в них навсегда остался какой-то особый космический блеск». Впервые в газетном тексте описана внешность советского космонавта.

Образ Юрия Гагарина в прессе можно сравнить с образом русского богатыря. Так, в публикации «Пять часов с Юрием Гагариным» в «Комсомольской правде» за 15 апреля было сказано, что на встречу с журналистами космонавт вышел «будто помолодевший за ночь, свежий, сильный. Упруго шагнул через порог и опять крепко, как тисками, пожал всем руки».

В свою очередь в «Вечерней Москве» от 12 апреля в тексте «Наш товарищ» так говорилось о Гагарине: «Ни мистер, ни сэр, ни мосье, ни синьор, а товарищ.

Освещали подвиг Гагарина и в районных изданиях Ленинградской области – например, газетах «Знамя труда» (Сланцевский район) и «Гатчинская правда». В выпуске от 13 апреля был опубликован текст «Первый космонавт – наш советский человек», в котором говорилось о митинге в транспортном цехе торфопредприятия «Гатчинское». Так о Юрии Гагарине высказывался слесарь Степенко, современник космонавта: «Первый космонавт Юрий Гагарин происходит из трудовой, колхозной семьи, он подлинный сын народа и этим особенно дорог нам». Значит, для простого советского человека было важно знать, что герой, первый космонавт – такой же человек, как и он сам.

Теги: