В ожидании «часа Х»
— Какой процент явки ленинградцев на выборы 18 марта вы посчитаете успехом?
— Никто не сомневается в том, что в марте 2018 года пройдут самые главные выборы в России — выборы президента страны. И для всех без исключения российских граждан они станут возможностью принять участие в по-настоящему демократической процедуре, когда совершеннолетние россияне смогут отдать голос непосредственно за кандидата на пост главы государства, а не за выборщика, как в тех же Соединенных Штатах.
Именно поэтому я считаю, что явка на предстоящих выборах должна быть максимально высокой. Я посмотрел статистику голосования жителей Ленинградской области: наибольшую активность они всегда проявляли именно на выборах президента Российской Федерации. Например, в 2012 году явка составила более 63,5%. Да и по личным встречам, социальным сетям могу судить, что ленинградцы — люди неравнодушные, и потому рассчитываю на хорошую явку, не ниже 60-70%.
Старые подходы не годятся
— Какие главные задачи на 2018 год вы ставите перед правительством региона?
— Я уже представил свои «декабрьские тезисы», «послание» как членам областного правительства и руководителям районов, так и жителям региона.
Окружающий мир очень быстро меняется. Старые подходы к экономике, социальной сфере, управлению перестают действовать, поэтому я обозначил некоторые ориентиры, к которым нам предстоит двигаться. Это и более активный переход на «цифру», в том числе электронный документооборот, это и качественно новый подход к профессиональному образованию, это и более справедливые принципы социальной поддержки, когда она оказывается тем, кто действительно в ней нуждается.
Рассчитываю, что уже в 2018 году мы получим первые результаты, в том в числе благодаря и административной реформе.
— Всё-таки хотелось бы больше подробностей, как предстоит эволюционировать системе управления регионом? Когда ждать первые плоды административной реформы?
— Чиновников часто и справедливо ругают за то, что их работу нельзя назвать эффективной. А отсутствие эффекта всегда приводит к увеличению штата, росту затрат на обслуживание административного аппарата.
Как губернатор я хочу продолжить «отладку механизма», чтобы чиновники не выполняли несвойственные им функции, не дублировали друг друга, не тратили время на бюрократию и ненужные бумажки. Уже дорабатываем проект структуры, где администрация губернатора будет ещё более жёстко отделена от правительства, в котором, в свою очередь, будут объединены ряд комитетов, чтобы они по своему функционалу и подчинённости совпадали с федеральными министерствами. Я рассчитываю, что предстоящая реформа позволит сократить порядка 150-200 человек и передать часть «нечиновничьих» полномочий в государственные учреждения. Первые результаты, надеюсь, будут заметны уже через год.
Cтарт проектов
— В какие сферы экономики будете стараться привлечь инвестиции в следующем году? Ведь порой может показаться, что «денежный пирог» даже у крупных российских компаний близок к исчерпанию?
— Особенность региональной экономии в том, что мы не зависим от положения дел в какой-то одной отрасли. И потому, предположим, неурожай, вызванный погодными условиями, безусловно, всех нас расстроит, но не будет смертельным. Агропромышленный комплекс в структуре валового регионального продукта составляет порядка 9%, и отрицательные колебания в нём мы компенсируем за счёт других отраслей, таких как перерабатывающая промышленность, нефтехимия, логистика и хранение, транспортировка, производство минеральных удобрений, строительство. Мы ожидаем в 2018 году старт целого ряда крупных проектов, которые существенным образом скажутся на притоке инвестиций в экономику: «Северный поток-2», завод минеральных удобрений в Кингисеппе, вторая очередь завода «Нокиан тайерс», третья очередь логистического комплекса «Магнит».
Серьёзным стимулом для прихода крупных игроков в регион стало развитие территории опережающего социально-экономического развития в Пикалёво, а также разработка регионального закона о специальных инвестиционных контрактах.
В целом мы не видим тенденции к снижению интереса крупных российских инвесторов. Кроме того, не снижаются и иностранные инвестиции в Ленинградскую область, которые ежегодно превышают 6 млрд долларов.
— Что изменит в жизни области и её жителей Год туризма?
— Мы стремимся заложить фундамент на перспективу. И мне бы хотелось, чтобы жители области, во-первых, открыли для себя интересные туристские направления внутри нашего региона, а, во-вторых, поняли, что въездной туризм — это хорошо, поскольку он стимулирует развитие малого и среднего бизнеса.
В силу застарелых проблем, таких как плохая инфраструктура, высокие цены и отсутствие рекламы, туристам проще уехать на два-три дня в Финляндию и Швецию, чем побывать в Тихвине или Подпорожье. Между тем реконструкция автодорог, возможность уже в следующем году зайти на трёхпалубном теплоходе в Старую Ладогу, приведение в порядок Выборгского замка, запуск скоростных «Ласточек» обязательно скажутся на развитии областных туристских маршрутов и появлении новых рабочих мест для ленинградцев.
Лучший стимул
— Вы часто и много говорите о том, чтобы ваши подчинённые по правительству, а также муниципальные начальники не стеснялись выходить к людям и объяснять им точку зрения власти. Однако порой кажется, что губернатор остаётся главной и единственной «говорящей головой» в Ленинградской области. Что будете делать, чтобы всерьёз изменить эту ситуацию?
— Проводя встречи с населением, я всегда чувствую, где именно местная и районная власть неактивно ведёт прямой диалог с жителями. И в таком случае мне приходится проводить «разъяснительную работу» с главами администраций, объясняя, что они — не «удельные князья», а работники по контракту, и их главный наниматель — население посёлка, города или района. Рано или поздно придёт «час Х» — выборы, и если те же муниципалы не общались со своими избирателями, их шансы на переизбрание будут стремиться к нулю.
В России действует принцип разделения властей, и я как губернатор не руковожу муниципалитетами, но, как мне кажется, в общении с жителями лучше всего демонстрировать личный пример. Кстати, встречаясь с жителями, я всегда даю слово своими подчинённым, чтобы они привыкали к публичным выступлениям и могли аргументированно отстаивать свою точку зрения.
— Согласно всем социологическим измерениям, вы являетесь ведущим политиком Ленинградской области. Следующие за вами политики отстают даже не на десятки процентов, а в разы. Не кажется ли эта ситуация опасной для политического будущего региона? Ведь в случае каких-то кадровых изменений получится, что у избирателя просто не будет шанса на качественный выбор?
— Власть в России не передаётся по наследству, а определяется в ходе голосования. И мне кажется, для нормального политика — это лучший стимул работать напряженно и качественно.
Но я не думаю, что эта ситуация опасна для политического будущего региона. Можно даже в недавней истории найти примеры, когда на смену губернаторам-«тяжеловесам» приходили молодые «сменщики», сумевшие впоследствии добиться очень хороших результатов. Так что «честолюбивые дублёры», как в песне, имеют все шансы «лучше нашего сыграть». И я им искренне этого желаю.