Top.Mail.Ru

Успеть в завтра 

Область готовится к четвёртой революции 

Чиновники ожидают, что следующий год для ленинградцев будет позитивным. Но если всерьёз размышлять о будущем, то думать нужно на перспективу — и там жителей 47-го региона ждут потрясающие перемены. 

Согласно базовому сценарию, в 2018 году экономика 47-го региона вырастет на 2,3%, а реальная зарплата населения (то есть уже с учётом инфляции и выросших счетов за ЖКХ) поднимется на 3,4%. Так видят картину будущего в комитете экономики. Однако реальные перспективы региона во многом зависят от работы совсем другого ведомства — комитета по связи и информатизации. Ведь именно там готовят инфраструктуру для новой промышленной революции, которая перевернет весь привычный уклад.

Ток на балтийском бризе

Рыбохозяйства, в которых все отходы можно использовать как удобрения. Дроны, которые контролируют богатейшие леса. Гигантские ветряные станции, питающиеся от балтийского бриза. Направлений для будущего развития много. Но эксперты советуют концентрироваться на инновациях именно в сельском хозяйстве и рыбохозяйстве. Уже сейчас Ленинградская область обходит многие южные регионы по производительности — просто потому, что у нас фермеры вынуждены вкладываться в технологии, а там люди избалованы хорошей погодой. Это вполне может значить, что северная земля однажды окажется эффективнее.

 «Для области любые темы, связанные с умным сельским хозяйством, должны хорошо зайти, — говорит Игорь Рож ректор консалтинговой компании Martal Spb. — У нас очень рискованное земледелие, и для нас очень важна технология точечной работы. Это когда вы вносите удобрение не на поле, а на определенный его участок, в зависимости от состава». Звучит просто, но на самом деле без дронов, роботов и интернета вещей здесь не обойтись. Компьютеры лучше человека способны мониторить состояние почвы и решать, где именно нужно добавить калия или фосфора. Там, где такая технология уже применяется, затраты на удобрения сократились на 30%.

Беспилотники без бензина

Ещё одно важное направление — логистика. Область — транзитный регион, и здесь важно соответствовать передовым тенденциям. Если верить футурологам, скоро по дорогам будут ездить беспилотные электромобили. И не только легковушки, но и грузовики — первый прототип не так давно представила компания Tesla (по расчётам американцев, питать тягач электричеством вдвое дешевле, чем дизелем).

Инфраструктура уже частично готова. В этом году завершится оснащение электрическими заправками трассы «Скандинавия», а затем аналогичный проект планируется реализовать на автодороге «Санкт-Петербург-Москва».

Пока что много авто там не заправишь — на всю Россию около тысячи электромобилей, тогда как в мире счёт продаж только новых машин в этом году уже вышел на миллион. Но если уж финские логистические компании опередят нас и первыми закупят новые грузовики Илона Маска (создатель Tesla), то приехать на них в Петербург уже точно не составит труда.

Атомный майнинг

Ещё одна молодая сфера экономики — майнинг. Первыми о нём узнали геймеры, которые столкнулись с дефицитом видеокарт для компьютеров. Так уж это работает — майнеры отдают вычислительные мощности своего компьютера (в основном, обеспеченные видеокартами), чтобы тот «печатал» виртуальные криптовалюты. В обмен получают вознаграждение в криптомонетах.

С тех пор как криптовалюты подорожали, добывают их уже в промышленных масштабах. Один из важных проектов будущего — создать майнинговую ферму на месте первой атомной станции в Сосновом Бору. Площади там освободятся после ввода в строй второй очереди. Почему именно здесь? Потому что электричество возле генерирующих мощностей — дешевле. «Основной параметр, на который сейчас смотрят, — это стоимость электричества и возможности охлаждения, — рассказывает Иван Тихонов, основатель Bits.media. — То есть в каких-то жарких странах это ставить проблематично, потому что охлаждать это — отдельное удовольствие. А в России у нас и дешёвое электричество, и холодный климат».

Но Сосновый Бор богат не только электричеством, но и человеческим капиталом — ведь там живут ведущие физики страны со своими семьями. А вот что именно там будут «майнить» — пока вопрос. Биткоины в России не легализованы, но Центральный банк готовится создать свою собственную криптовалюту.

Медицина по смартфону

Качественные изменения ждут не только бизнес, но и людей. Чтобы посмотреть новинки французского артхауса, уже не нужно ехать в Петербург — всё есть в интернете. То же касается книг, живописи, науки. Быть образованным можно в самой глухой деревне, если там есть интернет. А он появляется. Согласно летнему отчёту одного из мобильных операторов, скоростными сетями LTE (4G) покрыты территории, на которых проживает больше 90% населения Ленинградской области. Следом будет развиваться и телемедицина: «Для жителей области уже есть возможность получить медицинскую консультацию от ведущих врачей Петербурга, не приезжая в город, а переслав свои данные и результаты исследований. Есть возможность заранее проходить отборочные комиссии на платные операции и высокоспециализированное лечение. Это существенно сокращает сроки ожидания», — рассказывает основатель Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев.

Дроны вполне могут доставлять пробирки с анализами из удалённых фельдшерских пунктов в ближайший райцентр — уже сейчас это дешевле, чем направлять туда водителя. А интеллектуальные системы уже скоро (3-4 года, по оценкам эксперта) научатся принимать более квалифицированные решения о том, какое назначить лечение.

Законодательную базу о телемедицине в этом году приняли на федеральном уровне. Теперь ход за региональными структурами. Не только в этой сфере, но и в других. Ведь правило любой промышленной революции — простое: кто не успеет в будущее сегодня, завтра рискует оказаться за бортом.

 

Частное мнение

Александр БОЛДАЧЁВ, философ, член Ассоциации футурологов России

— Когда, по вашей оценке, четвёртая промышленная революция доберётся до области? 

— Если в прошлом веке по поводу коммунизма ещё можно было спорить, возможно ли его построение в отдельно взятой стране, то цифровая промышленная революция однозначно не может быть реализована локально — в одной области уже построили, а в соседней только завидуют. Ведь речь идёт не о какой-то особой форме организации производства, а именно о глобальной информационной связанности всех элементов экономики. Если это случится, то случится взрывно и повсеместно. Не заметить это будет невозможно. Ну если только полностью не обрубить все каналы связи и не вернуться к натуральному хозяйству

— Что уже сейчас нужно делать, чтобы не оказаться за бортом? 

— Делать надо то же, что и перед первой или третьей революцией — учиться. Прежде всего, следует обратить внимание на то, какие профессии и бизнесы могут просто исчезнуть, как это было после появления компьютеров и интернета лет двадцать назад. Правда, сейчас список ненужных профессий будет значительно обширнее, чем тогда. И самое главное, надо учиться переучиваться. 

— А что делать предпринимателям, малому бизнесу, например? 

— Бизнесу надо оцифровываться. Понятно, что информационные технологии сейчас быстро развиваются и трудно угадать, какие конкретно решения станут по-настоящему прорывными, на что ставить: на нейронные сетки, блокчейн или большие данные. Но в любом случае надо переводить бизнес в цифру и выталкивать его в сеть. 

— Поможет ли новая промышленная революция создать точки роста в удалённых уголках области?  — Если речь об образовании и культурном развитии, то и сейчас уже нет никаких территориальных преград, кроме доступности интернета. В любой глуши, где есть сеть, можно не только изучить всё что угодно, но и применить свои знания и умения, работая удаленно. Остаётся только ждать, когда и осязаемые услуги — от медицинских до кулинарных — станут оказываться дистанционно. Тогда точка роста будет там, где живёт талантливый и энергичный человек.              

 

Теги: