Где же этот день?
Этот праздник учредили в 2005 году в память о событиях 400-летней давности — освобождении Москвы от польско-литовских оккупантов в годы смуты. Первое время вокруг нового «красного дня календаря» велись оживлённые споры. Теперь же многим кажется странным, что этого праздника в перечне государственных торжеств раньше не было. Впрочем, не было ли?
Позор и слава Смутного времени
До революции 4 ноября (22 октября по старому стилю) страна праздновала День Казанской иконы Божией Матери, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. Благодаря царскому указу церковный праздник приобрёл статус государственного. При чём же тут народное единство и события Смутного времени? Дело в том, что именно с Казанской иконой Божией Матери связана память о спасении державы от западных захватчиков.
Пожалуй, после Батыева нашествия Русь не подвергалась такой глобальной опасности, как в начале XVII столетия, в период, вошедший в историю как Смутное время. Ослабленное невиданными внутренними потрясениями Московское царство стало объектом целого ряда захватнических войн. Пользуясь параличом центральной власти, властители тогдашней Европы ринулись на восток в стремлении урвать куски пожирнее. И это им удалось.
Например, огромная часть Новгородской земли (практически половина территории нынешней Ленинградской области) надолго оказалась под властью шведских королей. И только Пётр Великий в ходе Северной войны сумеет вернуть утраченные берега Невы, Ладоги и Финского залива. Но это произойдет более чем сто лет спустя после Смутного времени, отголоски которого Россия ощущала довольно долго. Однако главный вопрос — будет ли существовать Россия как государство — решался именно в 1612 году.
К этому времени обнищавшая, голодная страна превратилась в сплошное поле битвы. Лжедмитрий I и иные самозванцы, мечтавшие о московском троне, один за другим приводили на землю с Запада отряды наёмников и авантюристов.
Иноверные оккупанты творили немыслимые безобразия, грабили население, разоряли церкви и монастыри. Апофеозом национального бедствия стал захват поляками Москвы. Казалось, с российской государственностью покончено. Но когда надежды на спасение практически не оставалось, произошло настоящее чудо. На первый план выдвинулись пассионарии, сумевшие с п л о т и т ь вокруг себя тысячи един ом ы ш л е н ников, для которых идея с п а с е н и я О т е ч е с т в а была важнее личного благополучия. По их призыву оружие в руки взяли посадские люди, купцы, крестьяне. Именно как чудо воспринимали русские люди то, что происходило в судьбоносном 1612 году. И связывали победу над интервентами с вмешательством высших сил. Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых православных икон. Предание гласит, что после опустошительного пожара в Казани в 1579 году десятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. О чудесах, творимых иконой, на рубеже XVI XVII веков в своих писаниях сообщал митрополит Казанский Гермоген — тот самый, что станет Патриархом всея Руси и останется в народной памяти как национальный герой-мученик. Один из вождей Второго ополчения — князь Пожарский — пожелал иметь чудотворный образ в своем стане.
И именно Второму ополчению, начавшему свой знаменитый поход из Нижнего Новгорода, удалось разбить вражеские войска и в конечном итоге освободить Москву. После победы икона была поставлена в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке. Именно князь Пожарский считается инициатором местного, московского праздника Казанской иконы Богородицы, отмечавшегося в честь освобождения столицы 4 ноября (22 октября).
В исторической проекции
События 1612 года настолько важны в плане формирования народного самосознания россиян, что даже большевики, калёным железом выжигавшие память о прошлом, не посмели тронуть памятник Минину и Пожарскому на Красной площади. А опера Михаила Глинки «Жизнь за царя» о подвиге Ивана Сусанина хоть и была переименована, но не исчезла из репертуара отечественных театров. В 30-е годы наметился курс на возвращение памяти о героических деяниях прежних поколений, и в 1939 году даже сняли художественный фил оживленные споры ьм «Минин и Пожарский», прославляющий ратный подвиг купца и князя, сплотивших тысячи разночинных людей.
Кстати, особый интерес к событиям 1612 года пробудился в России после нашествия Наполеона. В 1812 году, спустя ровно 200 лет после освобождения страны от польских оккупантов Россия испытала вторжение 600-тысячного войска, состоявшего из представителей практически всех европейских народов. Это был крестовый поход Европы против России, вызвавший в стране новый подъём национального самосознания.
Русские патриоты в XIX веке вдохновлялись примером славных предков, шедших в бой, осенённые ликом Богоматеризаступницы. И именно после войны с Наполеоном монумент в честь освободителей России утвердился возле собора Василия Блаженного, а «русский Вальтер Скотт» Михаил Загоскин написал бестселлер своего времени — «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». День народного единства, ежегодно отмечаемый в современной России 4 ноября, — повод лишний раз поразмышлять о событиях XVII века и их возможных последствиях. История не знает сослагательного наклонения, но если бы те события пошли по другому сценарию, Московское царство, возможно, разделило бы судьбу другой наследницы Древней Руси — Малороссии, надолго превратившейся в окраину Польской державы с угнетённым православным населением.
Дмитрий ФЁДОРОВ