Top.Mail.Ru

Миру миф

История в борьбе за единство

Общие истории — забавные, глупые, смелые, а иногда и стыдные (у вас ведь тоже такие есть?) — сплотят какую угодно компанию. 

А если речь заходит о целом народе? Масштабы другие, на смену сотням и тысячам индивидуальных приходит одна — уже в единственном числе — общая история.

А что, если мощнейший консолидирующий фактор — знание истории своего народа — «затуманено» историческими мифами? И вроде ответ несложный — мифы развеять, развенчать, забыть. Но не всё так просто: некоторые из них накрепко «засели» в голове. Те, с которых «есть пошла Русская земля». Те же Олег и Рюрик — уже чуть ли не бренд региона в целом и Старой Ладоги — в частности.

«Откуда есть пошла»

«В конце XIX века постоянно записывалась одна и та же легенда, ходившая из уст в уста. Легенда говорит, что через Тайничную башню Староладожской крепости под всей толщей воды волховской пролегал подземный ход. И выходил он на противоположный берег у высокой сосны. Если по этому ходу пойти — а он уже тогда был разрушен, по нему можно было передвигаться только ползком — найдёшь тайную комнату. А в тайной комнате на золотых цепях в золотом саркофаге покоится тело Рюрика. И всё же тело Рюрика не нашли, — рассказывает Надежда Брылёва, научный сотрудник музея-заповедника "Старая Ладога". — Ну а вдоль левого берега находится так называемое Урочище Сопки. По легенде, самая высокая из 11 сохранившихся сопок — захоронение Вещего Олега.

Но археологи в 1820 году открыли эту сопку, проникли до середины и не нашли ничего, что могло бы со стопроцентной уверенностью подтвердить захоронение именно Олега. Однако если опираться на летопись — Ипатьевскую — в ней найдём "Олег в Ладогу вернулся, в Ладоге змеёю был укушен, от змеи умер. В Ладоге его могила есть"».

И тут уж миф или не миф — а людей объединяет. Ведь здесь, у нас — такая древность, первая столица Руси, великие князья. Даже памятник Рюрику и Вещему Олегу недавно в Старой Ладоге появился. Статные, серьёзные — настоящие русские богатыри. А что до богатырей — самого популярного в России эпоса — тоже, оказывается, миф. Жили при Владимире Красном Солнышке, а боролись с татарами — а это X и XIII века соответственно. Хронология вроде бы и хромает, но разве это мешает нам лишний раз рассказать о богатырях детям и самим, уже который год, пересматривать всё новые мультфильмы о богатырях известной петербургской студии?

«Наши мультфильмы объединяют. Наши богатыри — стилизованные и адаптированные. Тем не менее, это народные герои. Они — необыкновенные, сказочные, но похожи на нас самих. С любовью созданная добрая сказка — вот, наверное, то, что заставляет включать телевизор раз за разом, когда там идут "Богатыри"», — уверен режиссёр Владимир Торопчин. И ведь правда, пусть и миф — а часть менталитета, как ни крути.

Историческая реальность

А если обратиться не к «истокам», а к событиям военного времени — хронологически более близкого? И здесь найдутся общие подвиги, причём не мифологизированные, а реальные. По территории Всеволожского района — и тыла, и оборонительного рубежа — прошла Дорога жизни. В Волосовском карательный отряд сжёг деревню Большое Заречье — «Русскую Хатынь». В Лужском районе находился Лужский оборонительный рубеж, в Ломоносовском и Сосновом Бору — Ораниенбаумский плацдарм. И свои герои, свои подвиги — во всех 18 районах ленинградской земли.

Так, может, важнее не «сталкивать лбами» миф и реальную историю, а просто знать её, беречь и одновременно с этим относиться к ней критически, рационально? Ведь и миф, и факт — часть жизни страны, часть её и нашей с вами единой истории. «Надо ещё в школе ученикам объяснять, что исторический процесс сложен, неоднозначен, — объясняет Владлен Измозик, доктор исторических наук и составитель школьных учебников. — В математике теорема Пифагора всегда даёт один и тот же результат. У нас не так. Отсюда и нужно приучать к мысли, что дискуссии об истории — неизбежны и даже закономерны. Исторические споры — это не повод бить оппонента дубинкой по голове и хватать за лацканы пиджака. Нужно уметь слышать собеседника».

Не в уважении ли к истории и друг к другу — единство?

Маргарита ФЕЩЕНКО 

Теги: