Top.Mail.Ru

Почему педагог — благородная профессия?

Научите меня жить

 

В этом году традиционный День учителя выпал на четверг. Начало осени для каждого школьного педагога — тот ещё «конфетно-букетный» период. 

Не жизнь, а сплошной праздник! Неужели учителя не сталкиваются на работе с трудностями? Как бы не так.

Нет проблем?

 «В образовательных организациях Ленинградской области на 2017 учебный год закрыты вакансии по всем специальностям», — уверенно заявляют в областном комитете по труду. Значит, некоторым учителям попросту негде будет работать? Вовсе нет: только в этом году школьников стало больше на 7 тысяч. Ну, а где новые ученики, там и новые школы. Значит, пока численность населения растёт, потребность в педагогах сохраняется. К тому же, всегда можно рассчитывать на вакансии в ближайших к учительскому дому школах: «Ктото уходит на пенсию, кто-то переезжает из одного района в другой», — объясняют в комитете.

Итак, проблема с трудоустройством решаема. Но есть и другие трудности, связанные с внутренней жизнью школьного коллектива. Профильные профсоюзы, скажем, сражаются с низкими зарплатами и излишней бумажной отчётностью.

И требуют эти «войны» не только сил и времени, но и эмоциональной устойчивости. Сегодня учителям всё чаще необходима помощь психолога.

 «Всякий раз, когда наши интересы не совпадают с интересами других людей, рождается конфликт. Это слово не имеет отрицательного смысла, это некая данность. А работа учителя — это работа именно с людьми. Поэтому конфликты с коллегами, учениками и их родителями неизбежны, — уверяет Елена Надеева, создатель авторского проекта "Выжить в школе". — Психолог разделит с учителем его переживания и поможет не отдаться во власть эмоций, принять мудрое решение».

Молодость — на урок

Результаты работы педагогов — всегда и у всех на виду. В этом смысле ленинградским учителям есть чем похвастаться.

Четвертый год подряд ЕГЭ по русскому языку выпускники сдают без пересдачи. Средний областной тестовый балл по русскому в 2017-м сопоставим с результатом 2016-го; в предыдущие годы этот показатель неуклонно возрастал и теперь находится на очень высоком уровне. По итогам экзаменов этого года вырос тестовый балл по математике, а также по всем предметам по выбору (за исключением географии).

В 2017 году в области 32 человека получили вожделенные 100 баллов по русскому языку, литературе, информатике, химии, истории (в прошлом году максимального результата ЕГЭ добились 54 выпускника).

Особенно непросто на фоне этих цифр приходится молодым специалистам, ведь их осознанный выбор — ответственность чуть ли не сразу после окончания школы. И всё же риск лишиться развесёлой молодости не пугает новоиспечённых педагогов: ежегодно в ленинградские образовательные организации приходит до 250 молодых учителей. Чаще всего это преподаватели начальной школы, литературы, математики, русского и иностранных языков. В областном комитете образования также добавляют, что ежегодно всё больше выпускников Ленинградской области хотят стать педагогами. А это «свидетельствует о росте престижа педагогических профессий в регионе». Согласно официальным данным, доля учителей в возрасте до 35 лет среди ленинградских педагогов сегодня составляет 25%.

Но способны ли нынешние молодые люди быть школьными учителями — справедливыми, иногда строгими, серьёзными и компетентными? Да, уверена Людмила Назарова, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий ЛГУ им. А.С. Пушкина: «Сегодняшние студенты более развитые, с чувством ответственности. Наши студенты из области — это люди, которые хотят освоить свою специальность, хотят чему-то научиться и что-то почерпнуть у старшего поколения». Основными же качествами будущего школьного учителя профессор считает любовь к детям, терпимость к ребятам, «которые несколько выбиваются из общей массы», самостоятельную работу над собой и постоянное повышение квалификации.

Правда, непростая задача? Школьные учителя достойны не только молчаливого уважения, но и огромной высказанной благодарности. И сейчас для неё — самое время.

Маргарита ФЕЩЕНКО  

Теги: