Морские ворота России
Россия — морская держава. А Ленинградская область — морской регион. Её северо-западные границы омываются водами Балтики, причем границы Ленобласти простираются далеко за пределы материка: множество островов Финского залива — Гогланд, Большой Тютерс и другие — административно входят в состав Кингисеппского и Выборгского районов.
Русская Балтика
С морскими коммуникациями тесно связаны и внутренние пространства региона. В средневековье здесь пролегал великий торговый путь «из варяг в греки». Тут разворачивалось противостояние православного Новгорода и католического Запада. Интересный факт: расположенная в Ломоносовском районе области Копорская крепость строилась как береговой форт. В XIII веке волны залива плескались недалеко от её стен, а к нашему времени морской берег отодвинулся уже на 12 километров. Новгородцы, противодействуя экспансии шведов и немцев, строили боевые корабли, планировали военные морские операции — как, например, при освобождении крепости Орешек в 1349 году.
Интересно, что на Балтике противостоять приходилось не только вражеским флотам, но и пиратам. Так, во время Ливонской войны в ХVI веке возле острова Большой Тютерс польские и шведские каперы нападали на русских купцов. Для борьбы с морскими разбойниками Иван Грозный даже нанял легионера — датского пирата Карстена Роде. В ходе русско-шведской войны 1656-1658 годов рейд в Ижорскую землю (в те годы временно принадлежавшую Швеции) совершил отряд воеводы Петра Потёмкина, действовавший при поддержке флотилии гребных судов донских казаков. Потёмкин занял крепость Ниеншанц в устье реки Охты, затем высадил десант на остров Котлин. 22 июля 1656 года близ острова Котлина произошел морской бой между казацкой флотилией (примерно 15 стругов) и шведским отрядом из 3 больших гребных судов. Русские взяли флагманский шестипушечный корабль на абордаж. Остальные шведские корабли ретировались. Это была первая документально зафиксированная русская победа на море в новое время.
Рождение флота
Созданием регулярного военно-морского флота Россия, как известно, обязана Петру Первому. Строительство галерного флота было начато молодым царем в 1702-1704 годах на нескольких верфях, находящихся на реках Сясь, Луга и Олонка. Именно со стратегическими планами Петра связано возникновение одного из районных центров современного 47-го региона — Лодейного поля. В 1702 году Пётр повелел создать на берегу реки Свирь в тогдашнем Олонецком уезде судостроительную верфь. Выбор места не был случаен: здешние леса изобиловали стройными крепкими соснами, а жители окрестных деревень издавна занимались судостроением — изготавливали ладьи (или по-северному лодьи).
Уже 22 августа 1703 года со стапелей Олонецкой верфи сошёл первенец Балтийского флота — 28-пушечный фрегат «Штандарт», 4 буера, 1 флейт, 2 шмака и 2 галиота. Олонецкая верфь на Свири действовала до 1829 года. За почти что полтора века работы лодейнопольские мастера построили немало кораблей, участвовавших как в сражениях, так и в научно-географических экспедициях. Так, русский мореплаватель Василий Головнин совершил своё знаменитое кругосветное плавание на построенном лодейнопольцами шлюпе «Диана», а шлюп «Мирный» под командованием Михаила Лазарева участвовал в открытии Антарктиды.
Поле битвы — Выборгский залив
И в XVIII, и в XIX, и в XX веке Финский залив оставался важным театром военных действий, а Балтийский флот и береговые батареи были надёжной защитой российской столицы со стороны моря. Так, неудачей закончилась попытка английского флота прорваться к Петербургу во время Крымской войны 1853-1856 годов, названной поэтом и дипломатом Федором Тютчевым «крестовым походом против России». Особую роль в обороне северо-западных рубежей России играл Выборг, в 1710 году отбитый у шведов Петром Великим.
В ходе очередной русско-шведской войны 22 июня 1790 года в Выборгском заливе Балтийского моря произошло крупное сражение, в ходе которого русские моряки под началом адмирала Василия Чичагова разбили шведский флот, командовал которым король Швеции Густав III. Блокированный в северной части залива двумя русскими эскадрами, шведский флот с трудом прорвал окружение и отступил в Свеаборг, понеся тяжёлые потери — 7 линейных кораблей, 3 фрегата и, по некоторым подсчетам, до 7 тысяч человек личного состава.
Спустя полтора столетия Выборгский залив снова станет ареной ожесточенной борьбы: во время проведения Выборгско-Петрозаводской операции 1944 года силами Балтийского флота была предпринята попытка овладеть укреплёнными островами залива, являвшимися важными элементами вражеской оборонительной системы. Задача была сверхтрудной: финны и немцы успели существенно укрепить острова и перебросить на них значительные силы, в том числе разместить там 131 орудие береговой артиллерии. Исходной базой для высадки советских десантов стал порт Койвисто (ныне город Приморск).
План операции был реализован не полностью — часть островов осталась в руках противника. Вскоре между СССР и Финляндией был подписан мирный договор.
Гатчина — колыбель подводного флота
Значение Гатчины в истории русского военно-морского флота столь же велико, как и роль этого города в становлении отечественной авиации. Здесь появился один из первых памятников, увековечивших славу Российского флота: в 1770 году на Белом озере был установлен Чесменский обелиск в честь блистательной победы над турецким флотом. При императоре Павле I для гатчинской озёрной флотилии было даже построено собственное Адмиралтейство. С Гатчиной связано зарождение отечественного подводного флота. В 1879 году на Серебряном озере в присутствии наследника российского престола великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III) проводились испытания одной из первых российских подводных лодок конструктора Степана Джевецкого. Инженер проплыл под шлюпкой, где находился великий князь, а потом взорвал миной плотик-мишень. Будущий царь высоко оценил изобретение: «Эта лодка, я уверен, будет иметь большое значение в будущем и сделает порядочный переполох в морских сражениях». После гатчинских испытаний был сделан срочный правительственный заказ на серию из 50 подводных лодок. Таким образом, субмарина Джевецкого стала первой в России и мире серийной подводной лодкой.
Дмитрий ФЁДОРОВ