Повестка для эволюции
— В прошлом году было решено разделить 47-й регион на пять округов. Со стороны может показаться, что сейчас эта работа забуксовала — ведь фактически оформлены до сих пор только два их них…
— На самом деле не забуксовала. Создано два экспериментальных округа. Идея губернатора состояла в том, чтобы приблизить региональную власть к проблемам, которые возникают у людей на земле — в части полномочий, которые относятся к Ленинградской области. Для того, чтобы, к примеру, контролёры, эксперты в области охраны памятников и прочие профильные специалисты находились там же, где и сами эти памятники. Проект направлен на то, чтобы скорость реакции на проблемы, возникающие на территории субъекта, резко возросла. Итоги проведённой работы будут подведены в 20-х числах декабря текущего года. После чего и примем решение, надо ли переносить этот опыт на оставшуюся территорию субъекта или нет. Пойдет ли этот проект дальше, мы будем понимать, наверное, в первом квартале 2018 года.
— К слову о проблемах. Какие 3-5 «пульсирующих» болевых точек в области, которые необходимо решать в пожарном порядке, вы выделяете сегодня?
— Конечно, у нас есть такие — ну, не сложности, но зоны напряжения. Они не приобретают характер проблем, которые надо решать в пожарном порядке — но вызывают справедливые нарекания жителей. Во-первых, это состояние отдельных муниципальных и региональных дорог. Но мы запустили проект «Народная экспертиза», благодаря которому каждый может уведомить власть о конкретной проблемной дороге. Вопросам экологии, несанкционированным свалкам жители в последнее время уделяют огромное внимание. «Народная экспертиза» позволяет сфотографировать и локализовать проблему для того, чтобы она была устранена. Есть тема обманутых дольщиков.
Только сегодня у меня был председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Торгово-промышленной палаты, мы с ним долго разговаривали, обсуждали механизмы, изменения в федеральное законодательство для того, чтобы эта тема в будущем не возникала. Тут также есть вопросы, при решении которых мы должны помогать жителям, попавшим в сложную ситуацию.
Хотя надо понимать, что изначально все решения они принимали сами, всё происходило без нашего участия. Есть и четвёртый вопрос, который возникает в отдельных районах. Это проблема качества предоставления услуг в сфере здравоохранения. Где-то не хватает врачей, где-то — среднего медицинского персонала, где-то не закончена реновация больниц и поликлиник. Жители на это очень остро реагируют. Но и в этом вопросе мы поступательно двигается вперёд. Вот, наверное, четыре проблемы, над которыми мы постоянно работаем последнее время.
— Насколько система власти в Ленинградской области — с учётом двухуровневого местного самоуправления — соответствует вызовам, которые возникают перед регионом на современном этапе его развития?
— Нам кажется, что абсолютно не соответствует. Более того, она требует иного нормативного регулирования — через изменения 131-го федерального закона. Система муниципальной власти, конечно, нуждается в достройке — это то, о чём говорит губернатор. Нам необходимо проводить укрупнение муниципалитетов первого уровня. Нужно сокращать управленческие расходы, потому что во многих муниципалитетах первого уровня дотационные бюджеты. И позволить себе содержать административный аппарат за счёт, по сути, бюджета Ленинградской области — это большая роскошь.
Вызовы времени требуют более подвижных, мобильных систем управления. А ведь такие системы всегда носят горизонтальный характер. Чем больше происходит вертикализация власти, тем медленнее и со скрипом принимаются решения. Поэтому, конечно, необходимо упрощать систему управления, беря за основу и территориальную, и финансовую целесообразность существования тех или иных муниципалитетов первого уровня.
Что касается районного уровня власти, то у нас, за исключением Всеволожского и Кировского районов, объединение администраций районных центров и районов уже произошли. При этом представительная ветвь власти, то есть муниципальные депутаты и советы, не подвергаются никакой ревизии, они остаются в полных составах и продолжают контролировать исполнение части бюджета, которая тратится на нужды районных центров. Что же касается административного аппарата, он сократился, и взаимодействие с ним стало проще. Я думаю, что в этом направлении надо продолжать двигаться.
— Складывается парадоксальная ситуация. Регион движется вперёд главным образом за счёт усилий областной власти. А отдельные муниципальные начальники, лидеры местных сообществ, на этом пути выступают едва ли не главным тормозом. Ведь их всё устраивало последние десятилетия.
— Следующая кампания по выборам муниципальных депутатов пройдёт в сентябре 2019 года. Я думаю, что к этому моменту мы уже сформируем повестку дальнейшей эволюции. В том числе и этих уровней власти. Уверен, что мы сумеем объяснить жителям, как и для чего будут происходить эти изменения.
— Тут возникает закономерный вопрос о «скамейке запасных». Откуда взять новых лидеров, если в обществе в принципе не так много граждански активных людей, которые способны взять на себя ответственность… Успеете их вырастить к 2019 году?
— Вы знаете, ещё в 2012 году мы запустили первый подобный проект, стали отсматривать молодых людей, приглашать их к участию в общественных движениях, в деятельности создаваемых общественных организаций. Многие из них в течение последних пяти лет активно развивались — участвовали в общественных проектах, создавали некоммерческие организации, развивали волонтёрские движения. Многие поучаствовали в выборах в местные органы власти в 2014 году. По отдельным территориям обновление дошло до 40% — именно за счёт прихода во власть новых депутатов, этих самых молодых людей, с которыми мы начали взаимодействовать на рубеже 2012-2013 годов.
Сегодня эта работа продолжается. Нами создан огромный муниципальный резерв. В нём состоит порядка 1 600 человек — то есть практически по сто человек на каждый муниципальный район. Вдобавок, насколько мне известно, существуют отдельные проекты по линии всех парламентских партий, существуют проекты социальных лифтов по линии Общероссийского народного фронта.
— Есть такая странная тенденция: человек интеллектуальный думает, что пытаться «попасть во власть» всё равно бессмысленно, а амбиции, скорее, имеет глупец. И вот он-то во власть рвётся.
— Да, есть многие люди, о которых вы говорите: у них вроде и с базовым образованием всё в порядке, и с рассуждениями всё хорошо, но в силу каких-то собственных причин они имеют совершенно абстрактное представление о том, как эта жизнь устроена. Наверное, амбиции могут быть не только у глупцов. Но, к сожалению, — и это правда жизни — и горечь, и радость побед обретается только через собственный опыт. Поэтому молодым людям я могу посоветовать только одно: становиться на этот путь и идти вперёд. Я всё время привожу один пример: в 2015 году, когда шли выборы губернатора, мы объявили конкурс на замещение вакантных должностей в администрации области.
Предложили к ротации должности 42 председателей комитетов: губернатор об этом сказал, кадровая служба организовала необходимые процедуры. На конкурс заявилось 16 человек. Из них только 6 были признаны достойными того, чтобы попасть в кадровый резерв — и дальше быть назначенными на какие-либо должности. Вот в этом проблема, да. Проблема в том, что люди либо не верят, либо не имеют возможности долго ждать карьерного роста. Потому что всем кажется, что, попадая во власть, ты сегодня же становишься депутатом, завтра — руководителем совета, послезавтра — главой района, а потом уже полшага — и ты губернатор. Но, к сожалению, физика процессов в этой сфере — иная. Поэтому мы будем продолжать отбирать молодёжь, будем приглашать её к развитию.
Беседовал Владимир ГЕРАСИМОВ