Top.Mail.Ru

Окно в кино

Завершившийся в Выборге фестиваль «Окно в Европу» отметил своё 25-летие.

О развитии кино за четверть века «Общая газета» побеседовала с программным директором кинофорума Алисой Струковой. 

— Фестиваль меняется с каждым годом. Расширяется количество программ, фильмов, участников. Появляются гости из-за рубежа: актёры, режиссёры, продюсеры. Фестиваль растёт, нашими гостями становятся как мэтры кинематографа, так и молодые режиссёры. Каждый год мы узнаём имена новых авторов, и надеемся, что так будет и впредь.   

— Символом фестиваля выбрали Сергея Бодрова-младшего. Это прямо отсылает к фильмам Алексея Балабанова и эпохе 90-х. Почему, на ваш взгляд, об этом историческом периоде важно вспоминать сегодня?

— Наш фестиваль стартовал в 1993-м, «Брат» вышел в 1997-м, с периода 90-х прошла четверть века. Это даёт возможность оглянуться назад. Конечно, для исторического масштаба это не такой большой срок, но он всё равно позволяет сделать анализ этого времени, оценить ту степень свободы, которая ворвалась в нашу жизнь в 1990-е. Сергей Бодров — яркая личность, уникальный человек со множеством дарований и талантов, трагически рано ушедший из жизни. Он, на мой взгляд, был символом того времени, поколения кинематографистов, которое выросло вместе с фестивалем.

— Если говорить о завтрашнем дне — какие премьеры нынешнего «Окна в Европу» вы хотели бы выделить?

— Каждый из этих фильмов интересен и заслуживает внимания зрителя. У нас много картин с интересными, яркими актёрскими работами. Фёдор Добронравов представил свой продюсерский проект, где он также сыграл главную роль, — фильм «Жили-были» режиссёра Эдуарда Парри, Гоша Куценко представлял фильм «Графомафия». К нам приехала Катерина Шпица, которая представила картину «То, что никто не видит».

— Нашлись новые звёзды? Ведь, наверное, именно для этого вы проводите конкурс короткометражного кино «Окно в интернет»?

— Сейчас кинематографические производства сосредоточены в Москве, Петербурге, максимум — в Екатеринбурге, Красноярске. При этом технические возможности позволяют любому человеку снять своё кино — хотя бы на телефон или фотоаппарат.  Да, конкурс короткометражного кино был открыт нами для поиска авторов-самородков. Но, к сожалению, не так много фильмов короткометражной программы оказываются интересными. Каждый год в этом конкурсе побеждают профессионалы.

В этом году победила картина «Светлячок» режиссёра, сценариста, актрисы Натальи Назаровой. Этот человек давно в кино, она очень серьёзный профессионал. Но мы все равно ждём появления самобытных талантов. Потому что образование и серьёзная школа, конечно, важны. Но, с другой стороны, не менее важны талант и любовь к кинематографу.  

— Как вы оцениваете состояние российского кино?

— Я бы сказала, что оно в движении. Каждый год снимается много фильмов, которые финансируются государством и частными инвесторами. Авторы находят пути и средства выразить свои творческие идеи. В этом году фильмов для отбора было больше, чем в предыдущем. И это результат прошлого года, который был объявлен Годом кино. Было запущено большое количество интересных проектов, многие из них вошли в нашу программу. Когда-то президент фестиваля Армен Медведев придумал ему девиз «Российское кино — прогноз на завтра», а это значит, что имена авторов, которые представили свои работы в Выборге, вскоре узнают и услышат.  

— Как вас в этом году встретила ленинградская земля?

— В Выборге нас всегда встречают очень хорошо. Город любит фестиваль, за 25 лет выросло не одно поколение наших зрителей. Показы проходили при полном аншлаге. Свыше тысячи человек собралось у гостиницы «Дружба» на традиционное праздничное шествие гостей и звёзд фестиваля к кинотеатру «Выборг Палас». Более того, даже обещанные дожди переменились на солнышко, чему мы были очень рады. Гости гуляли по Выборгу, восторгались городом и получали удовольствие. Нам безумно нравится возвращаться каждый год в Выборг, нас радуют перемены здесь: ведутся реставрационные работы, сохраняются старинные памятные дома. Мы очень любим этот город. 

Беседовала Любовь ЛУЧКО  

Теги: