Горизонт планирования сейчас увеличился
— У нас есть успешный пример с кофе, когда нулевые пошлины на сырьё помогли заработать целой отрасли. Почему не распространить его на другие сферы?
— Это возможно, хотя везде есть своя специфика. В обработке кофе людской ресурс минимальный. Всё делает автоматика, машины. Такие линии можно использовать не только для кофе, но и для специй, например. Даже не знаю, почему это до сих пор не появилось. Но что касается, например, текстильного производства, то мало просто купить ткань. Из неё нужно что-то шить, это требует квалифицированных кадров.
— Но ведь будущее мировой экономики — ещё большая автоматизация?
— Да, но это требует больших инвестиций. Бизнес должен крепко стоять на ногах и быть уверенным в завтрашнем дне. Горизонт планирования сейчас увеличился, он составляет уже 5-10 лет.
— А консультацию от более опытных товарищей бизнесмен может получить?
— Мы часто проводим просветительскую работу. Это востребовано среди тех, кто выходит на рынок впервые, особенно в Азию. Характерный пример. Приезжают бизнесмены в Китай, хорошо проводят переговоры, радостно начинают отмечать успешную сделку, но пока не подписан документ — для китайцев это ничего не значит. У них просто менталитет такой: нельзя обидеть человека отказом. Но это абсолютно не означает, что твоя продукция им понравилась. Второй момент, с которым мы столкнулись — не смотрят бизнесмены совершенно на цены конкурентов, на требования рынка. У нас в прошлом году была программа, когда мы выводили наши малые предприятия на крупных заказчиков. И многие, услышав реальные требования, разворачивались и уходили.