Top.Mail.Ru

Блокада и Война от нас — всё дальше.

Как передать память?

Дмитрий БЫКОВ, писатель, публицист:

— По-настоящему мы сможем сохранить и передать память о блокаде, когда такие тексты как «Голос блокадного Ленинграда» Ольги Берггольц, стихи Веры Инбер, «Записки блокадного человека » Лидии Гинзбург, «Пулковский меридиан» будут в школьной программе. Современный школьник, по моим наблюдениям, очень интересуется проявлениями такого «экстрима»: сверхчеловеческой одарённости, сверхчеловеческой организованности, и всё, что касается блокады, им буквально проглатывается. Думаю, что впереди нас ждёт взрыв интереса к военной истории. Главная мысль, которую необходимо донести до детей — что бы с тобой ни случилось, тебя всегда спасёт внутренний резерв и железная дисциплина.

Мария ТУНДЕНКОВА, обладатель награды «Почётная семья Ленинградской области» (Бокситогорский район):

— Пока мои дети учились в школе, мы активно участвовали в различных конкурсах, посвященых событиям Великой Отечественной войны. Мы собирали материалы, читали, общались с ветеранами. Сегодня дети, уже взрослые, бережно относятся ко всему, что связано с войной. Как школьный учитель я вижу, что сегодняшние ребята очень много знают о военных событиях. Современному человеку надо понимать, что мир и дружба — вещи хрупкие, но крайне важные, и поэтому их надо беречь.

Иван АРЦИШЕВСКИЙ, представитель объединения членов рода Романовых в России:

— Блокада Ленинграда — один из важнейших периодов в истории не только города, но и страны. Память о военных подвигах уходит, и детям необходимо с детства рассказывать о блокаде, о руководстве города того времени, организовывать в школах День блокады в день годовщины её прорыва. Главное, что подрастающее поколение должно понимать, что важно любить свою Родину, свой город и держаться вместе. Сплочённость перед лицом врага — особенность русского народа.

Николай СВАНИДЗЕ, историк, общественный деятель:

— Чтобы это сделать, необходимо, прежде всего, говорить правду. Ведь вина за огромное количество мученически погибших людей в осаждённом Ленинграде лежит не только на гитлеровском режиме, но и отчасти на тогдашнем руководстве нашей страны. Это очень важная тема, которая затрагивает и героизм, и антимилитаризм и внимание к народу. Чтобы дети проявляли интерес к ней, нужно чтобы и взрослые были живо заинтересованы в том, чтобы узнать об этом как можно больше.

Галина ХАБИБУЛЛИНА, автор книг о блокаде (Приозерский район):

 — Уверена, что дружба помогла людям пережить блокаду. Наша мама спасла четверых детей из осаждённого Ленинграда. В военное время женщины думали о детях, не боялись рожать, несмотря ни на что. Готовность к самопожертвованию — отличительная черта поколения героев, прошедших военные годы. Каждый год я прихожу на встречи в школы и рассказываю детям о войне и блокаде.

Фяния ПИСКАРЁВА, обладательница правительственной премии «Душа России» (Кингисеппский район):

— Нужно снимать документальные фильмы, устраивать мероприятия, посвящённые теме блокады и войны в целом. По телевидению всё время говорят о войне, которая происходит в мире. Дети на это реагируют со страхом и не хотят, чтобы это же происходило в нашей стране. Поэтому военно-патриотическое воспитание стало особенно актуальным — оно учит любить Родину и ценить мир. Человечеству надо помнить, что каждый человек — носитель своей культуры, своей религии, говорит на своём языке.

Подготовила Любовь ЛУЧКО   

Теги: