Top.Mail.Ru

Твёрдые коммунальные отходы: «отсрочка» реформы — не повод сидеть, сложа руки

В Общественной палате Ленинградской области обсудили нововведения в природоохранном законодательстве.

 

Как отметил, открывая слушания, председатель Общественной палаты Ленобласти Юрий Трусов, перенос на 2019 год части изменений в природоохранном законодательстве, которые должны были вступить в силу с 1 января 2017-го, не снимает ни одну из проблем, вынесенных на обсуждение собравшихся. «И если мы не будем эти проблемы обсуждать сегодня, то в декабре 2018 года окажемся вновь перед фактом, что огромное количество вопросов — не решено. Поэтому давайте договоримся, что об «отсрочке» реформы в сфере природоохранного законодательства мы не знаем», — сказал Юрий Трусов.

Как пояснила Оксана Авдиенко, заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному Федеральному округу, многие существенные нововведения в природоохранном законодательстве всё равно вступают в силу с 1 января 2017 года, и на них сегодня нужно обратить особое внимание всему предпринимательскому сообществу региона.

Так, речь идет об обязательной постановке на учёт в срок до 31 декабря 2016 года объектов негативного воздействия на окружающую среду. По Федеральному закону «Об охране окружающей среды», они подлежат постановке на государственный учёт юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на этих объектах. О. Авдиенко подчеркнула, что ставятся на учёт именно объекты, а не юрлица, которые ими владеют. Постановлением Правительства РФ утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Приказом Минприроды России утверждена форма заявки о постановке объектов НВОС на государственный учёт. Объекты НВОС, в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются на четыре категории, каждая из которых присваивается при постановке объекта на государственный учёт. Она также может быть изменена при актуализации учётных сведений.

Несмотря на то, что, на первый взгляд, введение обязательной постановки на учёт объектов НВОС может показаться ещё одной нагрузкой на предпринимателей, на деле от введения новой системы многим будет польза. Объекты 4 категории (а именно такими, как правило, являются предприятия малого и среднего бизнеса) освобождаются от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Тех же, кто до 31 декабря 2016 года не встанет на учет — ждут крупные штрафы. Должностных лиц будут штрафовать на сумму от 5 000 до 20 000 рублей; юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — на сумму от 30 000 до 100 000 рублей. «Приказ издан, система заработала. Призываю всех не тянуть до последних чисел декабря с подачей заявлений», — сказала Оксана Авдиенко. Она также пояснила, что все заявления подаются только в электронном виде, через государственную информационную систему учёта объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Среди других нововведений — вступление в силу полного запрета на захоронение несортированных отходов. Год за годом, вплоть до 2024-го, будут вводиться запреты на захоронение тех или иных видов отходов без предварительной сортировки и выделения из них полезных фракций. Происходить всё будет в несколько этапов. Сперва запрет вступит в силу в отношении лома цветных и чёрных металлов, продукции, содержащей ртуть (2017 год). С 2018 года он заработает для бумаги и картона, шин и покрышек, пластика и стекла. С 2020 года планируется запретить захоронение компьютеров, электронного, оптического и электрооборудования, а с 2024 года — несортированных отходов, включающих все вышеперечисленное.

Оксана Авдиенко похвалила наш регион за своевременную разработку территориальной схемы обращения с отходами. Есть регионы на Северо-Западе, где за эту работу только-только принялись, а в Ленинградской области такая схема уже утверждена. Документ делит всю территорию субъекта на 13 технологических зон, в каждой из которых определены источники образования твёрдых коммунальных отходов, места, оборудованные контейнерными площадками для сбора мусора и лицензированные полигоны для размещения, утилизации и переработки твёрдых коммунальных отходов. Схема будет являться основным документом для работы единого регионального оператора по обращению с отходами, которого всем субъектам Российской Федерации предстоит определить до 01.01.2019.

В соответствии с федеральным законодательством, выбранному по конкурсу региональному оператору будет передана деятельность по сбору, транспортировке, утилизации и размещению твёрдых коммунальных отходов в Ленинградской области. Как пояснил начальник Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николай Борисов, в нашем регионе разработана программа обращения с отходами.

В качестве её основных мероприятий предусмотрено проектирование и строительство объектов, направленных на снижение количества отходов: до конца 2017 года станции по сортировке отходов должны появиться на каждом полигоне. Вместе с тем, как подчеркнул Николай Борисов, нельзя перекладывать всю ответственность по раздельному сбору мусора на управляющую компанию и регионального оператора. Упор нужно делать на установку раздельных контейнеров и правосознание граждан.

И представитель Департамента Росприроднадзора, и руководитель областного Управления по организации и контролю деятельности по обращению с отходами рассчитывают на помощь общественников в процессе претворения в жизнь всех нововведений природоохранного законодательства.

Конечно, лучше было бы донести все сомнения и предложения ещё на стадии подготовки законодательства, но коль скоро закон уже принят — теперь стоит внимательно следить за практикой его применения. Достаточно обстоятельный разговор на заседании Общественной палаты состоялся о ключевом моменте «мусорной» реформы: введении института регионального оператора по обращению с отходами.

Главное, чтобы будущий региональный оператор стал не монополистом, диктующим свои условия, а эффективным инструментом для модернизации всей системы сбора и переработки коммунальных отходов. Так можно кратко резюмировать выступления большинства участников заседания – и членов Общественной палаты, и профессионалов отрасли, и представителей муниципалитетов.

В завершение заседания председатель Общественной палаты Ленинградской области Юрий Трусов предложил всем участникам процесса ни в коем случае не сидеть сложа руки и не ждать 1 января 2019 года. «Нужно активно работать. Одна из рекомендаций – это предложить Правительству области разработать план мероприятий или алгоритм подготовки всех бизнес-структур для начала работы в условиях предстоящих изменений в природоохранном законодательстве».

Игорь АНИН

Теги: