Мал, да удал
До 50% всей экономики Ленинградской области должен обеспечивать малый бизнес к 2030 году. Такую цель поставил губернатор Александр Дрозденко.
Сейчас на небольшие предприятия приходится лишь пятая часть валового регионального продукта. Однако по заказу правительства эксперты Высшей школы экономики уже готовят стратегию развития. Объёмный документ должен появиться в декабре.
А пока высокие умы анализируют сухие цифры, чиновники наращивают объёмы конкретной поддержки — в следующем году финансирование малого бизнеса в Ленинградской области составит 600 млн рублей (из федерального и областного бюджетов). Это на 70 млн рублей больше, чем в 2016-м.
И, кстати, это значительно больше, чем в соседнем Петербурге, где зарегистрировано в пять раз больше малых предприятий. Там 322 тысячи предприятий делят городскую поддержку в 140 млн рублей.
Всем польза
В Америке каждая третья семья занята в собственном бизнесе, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Когда малого бизнеса много, всем хорошо. Люди имеют возможность заниматься любимым делом и не зависеть от работодателя. Считается, что выигрывает и экономика, ведь небольшим фирмам проще подстроиться под новые реалии.
«Малый и средний бизнес в России обеспечивает порядка 20% ВВП. По состоянию на 2015 год, это приблизительно $250 млрд. Экспорт российской нефти в 2015 году составил $90 млрд. Так что можно сделать вывод: если бы доля малого бизнеса в российской экономике выросла вдвое, это означало бы прибавку к российскому ВВП, равную троекратному нефтеэкспорту. То есть малый бизнес вполне способен заменить собой углеводороды», — считает экономист Дмитрий Прокофьев.
Вопреки распространённому заблуждению, в развитии небольших предприятий заинтересован и крупный бизнес (например, сетевые ретейлеры). «Задача сетей — обеспечить население основным ассортиментом, а местная торговля предлагает локальные товары и услуги, потому что малые предприниматели лучше знают потребности местного рынка. Таким образом, и торговые сети, и малый бизнес заинтересованы во взаимном росте. Мы готовы делиться знаниями с малым бизнесом о правилах и стандартах своей работы, чтобы передать им необходимые компетенции и сделать в итоге партнёрами», — объясняет начальник управления специальных проектов холдинга X5 Retail Дмитрий Русаков.
Куда двигаться?
«Во-первых, перспективен бизнес, так или иначе ориентированный на обслуживание потребительского рынка Петербурга, — рассуждает Игорь Муравьев, исполнительный директор Ленинградской областной ТПП. — Здесь могут быть самые разные варианты, от поставки в магазины и рестораны фермерских продуктов до организации кооперативов. Во-вторых, малые и средние компании, занятые в производстве, могут стать субконтракторами крупных промышленных предприятий. Не следует забывать и о близости европейского рынка. Преувеличивать его потенциал для малых предприятий не нужно, но высокотехнологичные продукты российских IT компаний находят сбыт по всему миру».
Эксперт видит также большой потенциал в развитии туристического сегмента: «В последнее время дорожная инфраструктура области значительно улучшилась, соответственно, выросли возможности малого бизнеса по предложению своих услуг приезжим. Здесь могут быть реализованы проекты в индустрии сувениров, общественного питания, гостиниц и баз отдыха», — констатирует Муравьев.
Какие конкретно отрасли поддерживать и как обеспечить усиленное развитие малого бизнеса, должны будут определить аналитики ВШЭ. Но работа им предстоит серьёзная. Губернатор Дрозденко заявил, что голую статистику в качестве итога работы не примет и будет требовать от экспертов конкретных предложений по стимулированию малого бизнеса.
Георгий БОГДАНОВ