Top.Mail.Ru

Вотская земля, ижорская земля

Дорожная карта, проверенная столетиями 

Юго-западные земли области, лежащие вдоль южного берега Финского залива, пронизаны большими и малыми реками так часто, что на карте выглядят как будто накрытыми бирюзовой сеткой.

Важно несёт свои воды к заливу Луга. Пробегает по самому краю, обозначая государственную границу, не напрасно получившая свое имя Нарова. Хитро петляет среди лесов и болот прекрасная Оредеж, а уж сколько здесь рек, речушек, ручьёв — не сосчитаешь. Недаром племена, населявшие эти края в стародавние времена, называли себя просто — водь.

Кричи — не кричи

Водь, ижоры, сето, кревины — сегодня эти имена полузабыты, а когда-то от дружбы с этими народами, от установившихся между ними и Новгородом добрых отношений, зависела безопасность Руси. Так, буквально через год после Невской битвы, в 1241 году, жители этих мест, совместно с новгородцами, ладожанами и корелой воевали против вторгшихся в Водскую землю крестоносцев. И даже разрушили «немецкую» крепость в Копорье.

Да и во внутренних столкновениях Новгорода с великими князьями Ярославом Ярославичем в 1270 году и Михаилом Ярославичем в 1316 году принимали участие на новгородской стороне. Что уж говорить о постоянном отражении шведской агрессии! «Западные партнёры» никак не оставляли попыток овладеть богатой и стратегически удобной территорией. Правда, из тех, кто приходил в эти места с мечом, обратно возвращались немногие. Вот, скажем, в 1292 году «приходиша Свея воеват, 800 их: 400 иде на Корелу, а 400 на Ижеру». И что? «Побиша их Ижера, а Корела изби своих, а иных руками изимаша...»

Непосредственное отношение имели жители Вотской земли и к финансовому благополучию Новгорода. Богатыми и дремучими были местные леса, щедро одаривали охотников да сборщиков своими сокровищами, рекой текли отсюда к новгородским купцам мех — «мягкая рухлядь», бортный мёд, воск да ягоды. И опасаться конкуренции было нечего — чужаку в здешнем лесу было и неуютно, и опасно. Впрочем, такими эти леса кое-где остались и по сей день. Мшинское и Глебовское болото, окрестности озера Вялье, Большой Мох, Соколиный Мох — вроде бы и рукой подать до шоссе, до посёлка, до города, а свернёшь на три шага с тропы, — и хоть ау кричи!

Лоси, кабаны, медведи в этих лесах и сегодня встречаются намного чаще, чем люди. Про бобров, зайцев и прочую лесную живность и разговора нет! Здесь — словно в сказке: вот ХХI век в полный рост, а завернёшь за угол, — и ты в том же диком мире, какой видели и знали твои предки. Поневоле начнешь вспоминать даже не родного русского лешего, а ижорскую Мется-эмя — «мать леса».

Фамильная драгоценность

Молоком и мёдом текли эти края на протяжении всей своей истории. Земля давала добрый урожай, более чем достойный для наших краев «рискованного земледелия», а уж о том, какие у ижор и води коровы и сколько они дают молока, — ходили настоящие легенды, граничившие чуть ли не с обвинениями в колдовстве. А при том, сколько рек и озер вокруг, о таком разнообразии и обилии рыбы, какое было — что в меню местных жителей, что на прилавках ярмарок, — можно только мечтать.

Впрочем, и сегодня юго-запад Ленинградской области кормит молоком, мясом, рыбой, разнообразной сельхозпродукцией и Петербург, и Новгород с Псковом, да и сам не бедствует. Мало кто не знает рассыпчатую волосовскую картошечку, лужские молоко и сметану, вистинскую рыбку. И это — сегодня, когда потенциал развития сельского хозяйства и «пищёвки» реализован дай бог процентов на 25! Есть у этой земли и ещё одно сокровище — дорожная сеть. Старинная фамильная драгоценность, оберегаемая и расширяемая на протяжении столетий. Пуще зеницы ока ценилась она ещё в те времена, когда в Вотскую землю приезжала княгиня Ольга, когда торопился к берегам Наровы Иван III, когда спешил в том же направлении — сперва за неудачей, а потом за викторией — Пётр I.

Тракты — наезженные, размеченные, снабжённые трактирами и ямскими станциями, защищённые крепостями, крепостицами и острожками. Верная дорога из Европы на север Руси, та самая, которую мы ныне знаем как трассу Е20 — «Нарва». Удобный путь между северными землями и Псковом, который, в принципе, почти повторяет нынешняя М20, Псковское шоссе Множество местных дорог, переплетающихся в затейливую паутину путей. Сколько столетий прошло, — а дорожная карта, в общем и целом, изменилась не слишком! И по-прежнему щурятся бойницами на знакомые пути цитадель Ивангорода, крепость Ям, могучие руины Копорья.

Мечта царя

Впрочем, есть тут и серьёзные перемены. Порт Усть-Луга, выросший на месте небольшого лесного терминала за последние полтора десятка лет, сегодня стал важнейшим транспортным узлом всего юго-запада региона.

Сколько даже не лет, а столетий планировалось его строительство! Первые планы создания порта на южном берегу Финского залива относятся к XVI веку. Государи Руси пытались сосредоточить торговлю под своим контролем, чтобы наши купцы не везли товар в Ревель и Нарву, которые принадлежали ливонцам, не обогощая тем самым наиболее вероятного противника, а ждали «немцев» в своей земле, и не им платили пошлину, а совсем даже наоборот.

Летом 1557 года по указу Ивана Грозного принялись строить порт в устье Нарвы, но через год началась Ливонская война, а за ней русско-шведская, и все планы оказались порушены. Четыреста лет потребовалось, чтобы к идее порта вернулись снова. В 1934 году в устье Луги началась «Стройка-200», или «Комсомольск-наБалтике» — строительство большого порта и военно-морской базы, «второго Кронштадта», призванных прикрывать Ленинград с моря на дальних подступах. О масштабах и размахе строительства напоминает огромная «Новая гавань», вырытая вручную. Но опять завершить строительство помешала война: в сентябре 1941 года при отступлении советских войск база была взорвана.

И только в 2001 году удалось воплотить мечту царя Иоанна Васильевича — построить первый терминал нового порта, ставшего адекватной заменой портам Риги и Таллина. Сегодня в его состав входят лесной и угольный терминалы, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, многопрофильные перегрузочные комплексы и специальный комплекс по перегрузке технической серы, рыбный терминал, принимающий и обслуживающий сейнеры, несколько терминалов по обслуживанию грузовых судов различного класса, — в том числе и танкеров. Автомобили, контейнерные и насыпные грузы, топливо, мазут, — что только не проходит через Усть-Лугу!

На новый порт здесь запитано решительно всё — дороги железные и дороги автомобильные, экономические связи и договоренности и даже, отчасти, малый бизнес. И все четыре района, вошедшие в ЮгоЗападный округ, так или иначе, связаны именно с этой точкой роста. Что, правда, и не удивительно: как же судьбе Вотской земли не быть связанной с водой?!

 

Площадь: 2 258,7 тыс га. Население: 152 204 человека. Примечательные факты: в этом округе проте-
кает самая длинная река в Ленинградской области — Луга, которая берёт начало аж в соседней Новго-
родской области. Её длина — 353 км. В Волосовском районе больше всего крупного рогатого скота — 23,5
тысяч голов.

Теги: