Равные партнеры
— Идея о том, что в районах нужны свои Общественные палаты, можно сказать, витала в воздухе. Все мы очень обрадовались, когда, благодаря изменениям в федеральном законодательстве, у муниципальных властей появилась такая возможность — создавать Общественные палаты. Возможность, но не обязанность. На сегодняшний день в Ленинградской области свои Общественные палаты создали 9 муниципальных образований второго уровня из 18.
Идея витала в воздухе
Остальных никто не торопит, хотя лично мне не совсем понятно нежелание некоторых глав создать в районе ещё один мощный, эффективный инструмент для выявления, обсуждения и решения волнующих людей проблем. Годы работы Общественной палаты Ленинградской области показали — мы не противостоим органам государственной власти и местного самоуправления, а являемся их равными партнерами.
Районные Общественные палаты, как и Общественную палату Ленинградской области формируют три стороны: треть представителей выдвигает депутатский корпус, треть — администрация и треть — общественные организации. Главное отличие от существующих общественных советов при администрациях в том, что Общественная палата является независимым органом: её независимость, как раз, обеспечивает сбалансированная система формирования.
Одним из первых свою Общественную палату создал Всеволожский район. Причем и депутаты, и администрация, и общественные организации очень ответственно подошли к её персональному составу. Здесь подобрались профессиональные, подготовленные к обсуждению самых серьезных вопросов люди. Сужу об этом по личным впечатлениям — мне довелось побывать на одном из заседаний Всеволожской палаты.
Сильный состав и у Общественной палаты Гатчинского района. Это особенно хорошо проявилось при обсуждении жалоб жителей на то, что в домах с одинаковой системой тепло- и водоснабжения резко рознится уровень платы за услуги ЖКХ. С подачи Общественной палаты этой проблемой занялись на областном уровне.
Мы учим их, а они — нас
Для районных Общественных палат мы уже провели большой семинар. Разговор получился подробный и конструктивный. И это не была «игра в одни ворота»: мы делились с коллегами своим опытом обсуждения волнующих жителей вопросов, они — рассказывали нам о своих наработках. К примеру, в Сосновом Бору создали и успешно используют свою собственную систему мониторинга общественных настроений, которая позволяет оперативно выявлять болевые, конфликтные точки.
Когда наша комиссия проводит выездные заседания в районах, мы приглашаем к обсуждению всех, в том числе и членов местной Общественной палаты. Как можно заметить, в каждой комиссии Общественной палаты Ленинградской области — всего несколько человек. И всякое выездное заседание проводится не для того, чтобы мы что-то обсудили между собой, а для того, чтобы привлечь к разговору о той или иной проблеме как можно более широкий круг представителей общественных организаций, граждан, руководителей органов местного самоуправления и руководителей профильных комитетов областной администрации. Мы вообще считаем, что профильные комитеты должны как можно плотнее работать с общественными организациями по своему направлению.
Недостатка в темах для обсуждения нет
Проблем, по которым районные Общественные палаты могут и должны разворачивать дискуссию, достаточно много. И если они будут аргументированно, последовательно отстаивать интересы людей, интересы территории, то их голос наверняка будет услышан. И не только властями, но и самими гражданами.
Как мне кажется, районные Общественные палаты могли бы, работая напрямую с жителями, сподвигнуть их на создание ТСЖ. Ведь пока, будучи не удовлетворенными работой коммунальных служб, люди по привычке требуют навести порядок у себя в доме от администрации, от органов местного самоуправления. Они не понимают, что давно уже сами имеют все возможности, через создание ТСЖ и заключение договоров с эффективно работающими компаниями, принципиально улучшить качество услуг ЖКХ.
Другие, не менее сложные вопросы районные Общественные палаты могли бы с нашей помощью выносить на федеральный уровень. Например, вопрос о муниципальной милиции. Да, двоевластия в обеспечении правопорядка быть не должно. И коль скоро у муниципалитетов или у регионов нет права создавать свою милицию, нужно дать им возможность напрямую финансировать увеличение штатной численности федеральной полиции на местах.
Это лишь два примера — чем могли бы заняться районные Общественные палаты. На самом деле — поле для работы и у них, и у нас — огромное. И возможности — большие. Ведь опираемся мы на общественные организации, деятельность которых охватывает практически все стороны жизни: будь то помощь пожилым и инвалидам, охрана природы или же сохранение исторических памятников. Убеждена, что работать мы будем все вместе — как равные и уважающие друг друга партнеры.
Беседовала Александра ИГОРЕВА