День защиты от кого?
Ведь, если говорить по правде, это день памяти наших фиаско. Нет-нет. Не фиаско каждого в отдельности. Всей страны. Народа. Той самой «многонациональной общности», которую мы собой представляем. Потому что мы все — опоздали.
Опоздали защитить детей в 90-е, когда, превращаясь в хаос, начала разваливаться система образования. Когда учителя перестали понимать, по каким учебникам учить детей, а дети — зачем, собственно, учиться, если их высокообразованные родители так беспомощны перед окружающим миром.
Мы опоздали защитить их, когда на бывших окраинах Союза стали один за другим разгораться конфликты на национальной почве. Да, это была уже не наша земля, но дети-то — по-прежнему наши.
По-хорошему, мы опоздали защитить их от нас самих — вымотанных окружающей действительностью до полного безразличия, пытающихся любой ценой выжить в условиях непрекращающегося стресса. Мы — тот ещё пример для воспитания. Может, нужно вообще было начать с того, чтобы защитить детей от нас?
Стоит обернуться, посмотреть на прожитую четверть века, — и становится страшно: сколько же раз мы опоздали!? Почему ничего не предприняли?! Даже если бы мы вспоминали об этом только раз в год, 1 июня, можно было бы сделать что-то конструктивное уже 25 раз!
Впрочем, впереди ещё есть время. Можно успеть защитить детей от ювенальной юстиции. От озверевших коллекторов. От продолжения нелепых школьных реформ. От религиозных фанатиков. От лжеучителей. От нашей собственной вражды друг с другом — правые против левых, красные против белых, либералы против консерваторов.
Того, от чего их стоило бы защитить, набирается длиннющий список. Справимся ли? Сумеем ли?
Но всё-таки, главной задачей остаётся иное.
Давайте на миг остановимся и посмотрим в зеркало. Не слишком приятное зрелище. Не человек смотрит из зеркала, сплошной комок нервов и комплексов. Глаза навыкате, руки сжаты, зубы оскалены, — не трогай меня, а то пожалеешь! Вот от этого давайте попробуем защитить детей. Для начала.
Может быть, это сделает их детство немного более счастливым, а праздник, — хотя какой это праздник!? — немного более осмысленным?
Сергей КОРМИЛИЦЫН