Top.Mail.Ru

Импортозамещение в туризме

По каким маршрутам отправятся те, кто предпочтет Ленобласть загранице?

С мая 2015 года комиссия Общественной палаты по предпринимательству, агропромышленному комплексу и экологии вплотную занялась вопросами развития внутреннего туризма. Тема — как никогда актуальная. «Импортозамещение» в туристической отрасли сулит большую прибыль малому и среднему бизнесу.

Однако без солидарных действий власти, общественных организаций и самих предпринимателей успех вряд ли будет возможен.

«Первое заседание организованного нами круглого стола, посвящённое проблемам развития туристической отрасли в Ленинградской области получило большой резонанс, — рассказывает председатель комиссии Общественной палаты по предпринимательству, агропромышленному комплексу и экологии Галина Беликова. — Участвовавшие в обсуждении представители малого и среднего бизнеса в один голос просили: «Не оставляйте эту тему!». Туристической отраслью надо заниматься всерьёз, комплексно, понимая, что вокруг каждого туристического объекта или маршрута могут процветать десятки объектов малого бизнеса.

В итоге, при нашей комиссии была создана постоянно действующая рабочая группа по развитию внутреннего и въездного туризма на территории Ленинградской области. В рамках поручения Губернатора сформировать Единую площадку, обеспечивающую участников туристической индустрии доступной, актуальной и достоверной информацией наша комиссия провела целую серию Круглых столов, которые были посвящены анализу перспектив и ограничений развития туризма в Ленинградской области. Круглые столы проходили непосредственно в районах, а на тех территориях, куда мы доехать пока не успели, было проведено масштабное анкетирование предпринимателей.

Результатом серии Круглых столов стала Конференция «Развитие туристической индустрии в Ленинградской области», которая была организована Общественной палатой Ленобласти, общественной организацией ОПОРА РОССИИ по Ленинградской области при поддержке консалтинговой группы «Орто». Проходила Конференция в Волхове, в Педагогическом университете имени Герцена и собрала более 120 участников из числа представителей власти, среднего и малого бизнеса, ведущих экспертов со всех районов Ленинградской области.

К каждому объекту — продуманный путь

 «Конференция позволила выявить главную на сегодняшний день проблему: вкладывая немалые средства в создание и восстановление потенциально привлекательных туристических объектов, мы пока не занимаемся прокладкой к ним продуманных туристических маршрутов, — продолжает Галина Беликова. — В результате, туристы, приезжающие в Санкт-Петербург, покупают в городе туры в Выборг или в Старую Ладогу, доезжают на автобусе до места и, в лучшем случае, оставляют какие-то деньги на местных объектах питания и обслуживания. В то время как если бы у нас имелись четко разработанные, прорекламированные маршруты, то туристы по дороге к тому или иному историческому месту могли бы посетить и пчеловодов, и молочную ферму, и конно-спортивную школу, и рыбоводческое хозяйство, массу других интересных объектов. Разработка таких маршрутов представляется нам на сегодня главной задачей, которую должны совместно решать и власти, и бизнес-сообщество — через общественные организации, в том числе, через Общественную палату. Инструментом в данном случае должен стать созданный на площадке Общественной палаты Единый центр развития туризма Ленинградской области. Основные задачи центра: сбор информации по существующим объектам, готовым войти в общую туристическую инфраструктуру области, поддержка постоянных контактов с их представителями, создание новых туристических маршрутов, совместное обсуждение проблем развития, диалог с Правительством области.

Начать — с указателей на дорогах

Первая организационная встреча по созданию «Единого центра развития туризма в Ленинградской области» прошла на базе отдыха «Осиновецкий Маяк». Создан актив, определены первичные общие задачи центра (рассматривались вопросы брэндирования территорий, создание интерактивной карты области, указатели на дорогах и т. п.). Кстати сказать, вопрос установки указателей на дорогах только на первый взгляд может показаться незначительным. На самом деле, есть немало примеров, когда хорошие туристические объекты малого и среднего бизнеса из-за бюрократических препон годами не могут установить на трассах указатели поворота к ним: земля у дороги — у одного собственника, дорога — у второго, разрешения не дают ни тот, ни другой.

«В работе важна системность, — убеждена Галина Беликова. — Мы должны собрать и обобщить информацию обо всех объектах туризма и туристической инфраструктры. Важным инструментом в данном случае могут стать воссоздаваемые Русским географическим обществом при нашем активном участии исторические комиссии в каждом муниципальном образовании области. Подобные комиссии существовали ещё в царской России, их задача — выявить и описать все исторические здания, памятники, объекты на каждой территории. Сборники, которые будут публиковаться по итогам работы комиссий, окажутся большим подспорьем для формирования туристических маршрутов. Первую такую книгу мы планируем издать по достопримечательностям и историческим объектам Всеволожского района. Зная, какие туристические объекты есть на каждой территории и какие объекты малого и среднего бизнеса можно включить в маршрут на пути к этим объектам, мы сможем выстроить действительно стройную систему.

Ещё одной важной составляющей этой системы должна быть интерактивная туристическая карта Ленинградской области. Отдельные её элементы существуют на различных сайтах уже сейчас, но важно свести их воедино — карта поможет и туристам, и органам власти. Одним — для выстраивания маршрута поездки, другим — для понимания — каких объектов инфраструктуры на той или иной территории пока что не хватает».

Работать — по стандарту

Сегодня много говорится о необходимости финансовой помощи туристической отрасли, тех или иных субсидиях малому и среднему бизнесу, вовлеченному в обслуживание объектов туризма.

«Такая помощь, безусловно, должна оказываться, но только после того, как мы сможем внедрить в отрасли единые профессиональные стандарты, так как того требует Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", — убеждена Галина Беликова. — Туристическая отрасль нуждается в таких стандартах как никакая другая: они позволят не только обеспечить добросовестную конкуренцию, но и гарантировать потребителям определенный уровень туристических услуг. А вот уже вслед за внедрением стандартов, можно будет вести речь о тех или иных видах финансовой поддержки. Это может быть и поддержка через льготные режимы налогообложения. Так, мы выступаем за то, чтобы включить сельский туризм, ремесленничество и другие виды несельскохозяйственной предпринимательской деятельности на селе (гостевые дома, предоставление транспортно-экскурсионных услуг и т.д) в перечень видов деятельности услуг, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения. Сегодня у туристической отрасли есть все шансы стать одной из крупнейших в регионе, — подводит итог наша собеседница. — И эти шансы мы не должны упустить.  

Теги: