Дмитрий СОЛОННИКОВ, директор Института современного государственного развития
— Какова ваша политическая оценка территориальной реформы, объявление о которой ожидается сегодня?
— Новая система напоминает мне структуру, которая существует в Москве. В Петербурге также есть районы, которые входят в структуру Смольного и, прежде всего, подчиняются губернатору, а уже потом органам местного самоуправления. В Ленинградской области районы — элемент местного самоуправления, формально они самостоятельны. Однако подавляющее большинство этих территорий существует за счёт средств, выделяемых из областного бюджета, а не за счёт налогов, собираемых на месте. И в этом — главная коллизия. С одной стороны, субъекты юридически должны быть независимы. А с другой стороны, они практически полностью входят — с финансовой точки зрения — в систему органов государственной власти. Реформа является попыткой разрешить эту коллизию: создать региональные центры, которые будут входить в структуру исполнительной власти Ленинградской области, подчиняться губернатору, работать в рамках единой финансовой дисциплины и единого бюджета, но при этом будут ближе к территории.
— Префектуры будут главным образом носить надзорный характер?
— Следует понимать, что система сбора информации, на основе которой формируются управленческие решения, и сама команда губернатора — это разные вещи. Делать такую надстройку только ради сбора информации — просто неоправданно. Новая реформа затевается ради улучшения системы финансовых взаимоотношений между муниципальными образованиями и бюджетной системой.
— Какое место в этой истории отведено жителям области?
— Для жителей основная польза этой системы в том, что их потребности будут лучше учтены и станут чётче финансироваться. Плюс к тому, власти окажется проще реализовать проекты и задачи, поскольку насущные вопросы будут обсуждаться не в Петербурге, а на территории конкретной префектуры. В этом тоже — зримая польза для граждан.