Суточное ОСАГО: Благие намерения и тернистый путь к реализации

В мире, где время - деньги, и потребность в гибкости растет с каждым днем, страховые компании идут навстречу водителям, предлагая новый продукт: полис ОСАГО, действующий ровно 24 часа. Как рассказал «Известиям» гендиректор Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин, эта инновация, внедренная по настоянию Центрального Банка России, призвана сделать страхование доступнее и удобнее для определенной категории автовладельцев.
ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности, своеобразная "подушка безопасности" для всех участников дорожного движения. Согласно Федеральному закону, управление автомобилем без действующего полиса ОСАГО строго запрещено. А в случае ДТП, полис ОСАГО гарантирует, что страховая компания виновника покроет ущерб, нанесенный чужому автомобилю, а также расходы на лечение пострадавших.
Кому нужна страховка на сутки
Ранее однодневные полисы ОСАГО действовали лишь до полуночи дня оформления, что создавало неудобства для водителей, ведь оплата производилась за сутки. Теперь же, благодаря нововведениям, полис будет активен полные 24 часа с момента приобретения, что делает его гораздо более практичным и востребованным.
Новый формат полиса может быть очень выгодным вариантом для водителей такси, работающих по гибкому графику: теперь не нужно приобретать дорогостоящий полис на длительный срок, если вы подрабатываете лишь несколько дней в месяц. Или тех, кто использует автомобиль эпизодически. Например, для поездки на дачу раз в месяц или перегон машины в другое место – однодневный полис идеально подходит для таких случаев.

Владельцы ретро-автомобилей, выезжающие только на выставки и фотосессии, тоже оценят возможность застраховать свою "ласточку" только на время мероприятия.
Также однодневный полис пригодится продавцам подержанных автомобилей: оформление полиса на сутки позволит легально перегонять автомобили, ездить на них в автосервис и показывать покупателям без лишних затрат.
Подводные камни и опасения экспертов
Несмотря на кажущуюся простоту и удобство, у нового формата ОСАГО есть и оборотная сторона. Помимо опасений по поводу возможных злоупотреблений с оформлением полиса после ДТП, существует ряд практических сложностей, которые могут нивелировать все преимущества новинки.
Автоэксперт Петр Баканов отмечает, что, несмотря на теоретическую возможность оформления суточного полиса, на практике получить его не так просто.
"Нововведение скорее положительное, – говорит эксперт, – но если вы сейчас зайдете в большинство приложений или на сайты страховых компаний, не факт, что сможете получить этот полис. Многие не дают даже на один месяц застраховаться. Тут скорее только личное посещение офиса страховой компании, и это сейчас самый большой минус. По-прежнему многие страховые нехотя идут на эти гибкие системы полисов. Формальности соблюдены, возможность приобретения есть, но удобство их приобретения по-прежнему может быть далеко от идеала".
По мнению Баканова, необходимость ехать в офис для оформления полиса всего на один день делает всю затею нецелесообразной.

Автоэксперт Петр Баканов делится своим опытом:
"Я иногда пользуюсь полисами месяц-три, и сталкиваюсь с тем, что самый минимальный срок, который удавалось оформить – это три месяца действия полиса. Но иногда нужно меньше. Например, когда продается машина, которая стояла год в гараже. Чтобы показать ее людям, съездить в автосервис – нужен полис ОСАГО. И проблема бывает в том, что ты идешь на сайт страховой, но не поедешь же ты куда-то ради этого, и единственный вариант, который у тебя есть – от трех месяцев. Вот с этим приходится сталкиваться пока постоянно".
Эксперт подчеркивает, что существует техническая невозможность оформления через приложения либо сайты маленького краткосрочного полиса без посещения офиса страховой компании. Однако, кроме этого, есть еще одна проблема – сложность оформления полиса дистанционно и "день в день". Получается, что для получения казалось бы удобного полиса на 24 часа необходимо заранее озаботиться этим, найти время, чтобы приехать в офис и оформить его с запасом по времени к нужной дате.
"Всё равно есть временный интервал между оформлением и началом действия. Возможно, компании таким образом пытаются подстраховаться от каких-то нежелательных случаев, которые могут быть связаны с злоупотреблением полиса", – предполагает Баканов.
Тем не менее, невозможность оперативного оформления полиса существенно снижает его привлекательность. "Удобство пользования и возможность дистанционного оформления – это самые больные точки”, – заключает эксперт. – “Дальше уже стоимость пользования: у многих большой безаварийный стаж, а полис все равно дорожает и дорожает".

Мнение Российского союза автостраховщиков
Российский союз автостраховщиков (РСА) выразил обеспокоенность необходимостью адаптации к новому формату ОСАГО. В РСА подчеркнули, что для реализации нового порядка исчисления срока действия договора ОСАГО страховщикам необходимо доработать свои информационные системы.
В союзе также отметили, что установление минимального периода действия договора ОСАГО до 24 часов требует адаптации процессов отрасли. Возникает ряд вопросов, касающихся, например, расчета доплаты или возврата части страховой премии при оформлении дополнительных соглашений к договору ОСАГО.
Кроме того, в РСА считают, что для оформления ДТП в порядке Европротокола, а также в целом для понимания участниками ДТП возможности обращения в страховую компанию необходима проверка действия полиса по часам и минутам в течение дня.

В конечном итоге, успех нового формата ОСАГО будет зависеть от готовности страховых компаний к адаптации и от сознательности самих водителей. Если все участники рынка проявят ответственность и оперативность, однодневный полис ОСАГО имеет все шансы стать востребованным и удобным инструментом для тех, кто ценит гибкость и экономию.