Top.Mail.Ru

11 сентября 2001 года: День, который изменил всё не в лучшую сторону

© Wikimedia/Public Domain
Политолог Глеб Кузнецов о том, почему 11 сентября оказалось важнейшим днем в XXI веке.

Прошло более двух десятилетий, но 11 сентября 2001 года остается днем, который кардинально изменил мир. Это была трагедия, которая потрясла не только США, но и всю планету, запустив цепную реакцию событий, последствия которых мы ощущаем до сих пор. Внезапный шок, вызванный терактами, породил моральную панику и привел к тектоническим сдвигам в политике и международных отношениях.

Насилие как ответ на страх

Теракты дали США «лицензию» на насилие в мировом масштабе. Операции в Афганистане и Ираке, война на Африканском Роге, а также малоизвестная «Несокрушимая свобода – Филиппины» – все это было продано обществу как «необходимые меры». Медиа с радостью подыграли: страх всегда хорошо продается.

«Общество требовало громкого ответа на теракт, буквально мести, США хотели и могли развернуть военные силы за кордоном, они это сделали»,пишет политолог Глеб Кузнецов.

И пусть долгосрочных позитивных результатов войны не принесли – зато политические цели были достигнуты. Иронично, но США, превратившиеся в защитников мира, сами породили новые очаги нестабильности.

Принуждение к консенсусу

«Несокрушимая свобода» стала уникальным опытом по принуждению к консенсусу как внутри страны, так и на международном уровне. Поддержка и сочувствие, которые получили США после терактов, были использованы для того, чтобы начать масштабную кампанию по нарушению суверенитета других государств.

«Шерстили тысячи банков и компаний от Европы до Залива и Дальнего Востока, полностью игнорируя национальные законодательства, вели расследования против тысяч граждан третьих стран», – отмечает автор.

Пытки, тайные тюрьмы ЦРУ и преследование людей без суда и следствия стали нормой. Настоящая свобода превратилась в фикцию, особенно если вы вдруг оказались на другом конце этой глобальной «справедливости».

Мир контроля

С принятием Patriotic Act спецслужбы получили невиданные полномочия, и «свободный интернет» моментально стал сказкой для наивных. «Эпоха «интернета – пространства свободы» кончился», пишет автор.

Журналисты, которые еще недавно расследовали крупные скандалы в духе «Уотергейта» или «Иран-Контрас», внезапно обнаружили, что их работа теперь приравнивается к государственной измене. Эпоха независимых СМИ закончилась, уступив место миру цифровой прозрачности – для спецслужб, конечно.

Уничтожение доверия

Когда Россия присоединилась к инициативам США по борьбе с терроризмом, она, возможно, надеялась на улучшение отношений. Но вместо этого получила множество проблем: расширение НАТО на восток, скандалы с военными базами и подготовку грузинских войск, которые затем использовались против России.

«Нельзя не вспомнить, что войска Грузии, участвовавшие в войне 08.08.08 были тренированы и вооружены в рамках программы США «Несокрушимая свобода – Панкиси», – отмечает Кузнецов.

Доверие между Россией и США погибло окончательно и бесповоротно. 11 сентября стало не просто датой, а символом разрушения надежд на новую эпоху международного сотрудничества.

Конец международного правосудия

Меньше чем через год после терактов был принят акт, запрещающий судить американских военных преступников и обязывающий США освобождать их силой из-под юрисдикции международных судов, за что его прозвали «Акт о вторжении в Гаагу».

Тогда же отозвана подпись США под Римским статутом. Международное правосудие, которое еще недавно казалось возможным, оказалось очередной иллюзией. Свобода проиграла безопасности, а безопасность, в свою очередь, трансформировалась в контроль и принуждение.

«Несокрушимая свобода» положила конец романтическому глобализму с надеждой на единые правила, уважение к правам как человека и малых стран, «невиданную личную свободу» и «свободу информации», – пишет автор.

В конечном счете, 11 сентября стал днем, когда мир окончательно отказался от мечтаний о свободе и справедливости, погрузившись в эпоху страха и насилия, где насилие – лучший ответ на любой вызов. Иронично, но, стремясь обеспечить безопасность, мир создал еще больше угроз, от которых теперь прячется за высоким забором недоверия и тотального контроля.

Теги: Мнения и аналитика