Разрушающие подземные толчки: можно ли предотвратить сейсмо-трагедии в России и в других странах мира
Online47 попробовал выяснить, можно ли было избежать катастрофических последствий сейсмо-трагедии Турции и Сирии? Угрожают ли подземные толчки Крыму? И главное: сохранилась ли в нашем Отечестве система сейсмологических станций со специалистами, на прогнозы которых можно всерьёз полагаться?
Про сейсмостанции
Старожилы Геофизической службы РАН, созданной в 1994 году (с 2016 года – Единая геофизическая служба РАН), утверждают, что накануне распада СССР на территории большой страны считывалось порядка 500 сейсмостанций. И только половина из них – порядка 250-ти – на просторах РСФСР.
К 1995 году число таких станций уменьшилось до 175-ти. Но в 2012-м их стало уже 310.
Сейчас, правда, чуть меньше – около 300, и эти станции не старого, аналогового типа (то есть, многоканальные, ориентирующиеся на совокупность показателей специальных аналоговых приборов), а цифровые.
Больше всего таких станций – в наиболее сейсмоопасных районах: на Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Про Крым
В «Ученых записках Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского» читаем о результатах исследования группы учёных за 2020 год:
«Сейсмические наблюдения в Крыму выполнялись сетью из девяти станций. На основе материалов наблюдений описаны особенности сейсмичности Крымско-Черноморского региона… Показано, что в 2020 году наблюдалась умеренная сейсмическая активность. Всего за год было локализовано 88 землетрясений. Суммарная выделенная сейсмическая энергия в шесть раз меньше среднегодового значения энергии за предыдущий 10-летний период».
Ну, а сегодня учёные обеспокоены потенциальной угрозой землетрясения на полуострове – объясняют это тем, что Крым находится в одной с Турцией сейсмической зоне.
Про предсказания
Азы сейсмо-науки свидетельствуют о том, что тяжело предсказать подземные толчки из-за трудности определения и непредсказуемости давления на гигантских земных глубинах. Трясёт по-разному. Важно учитывать периодичность прошлых землетрясений, а на бытовом уровне часто барометром служит поведение животных, но, увы, «братья меньшие» не говорят, и людям трудно понять причину их сумасшествия. А ведь самые сильные земные толчки могут происходить на глубине до 48 километров!
Имеются и региональные особенности – критический порог давления для всякой местности свой.
Про разломы
Тектонические подвижки годами и десятилетиями изучаются и в Петербурге. Под Северной Столицей и территорией Ленобласти – четыре тектонические плиты.
Поясняет Инна Шилачёва, много лет проработавшая в научном совете Российской академии наук, занимающемся непосредственно этой темой:
«Балтийский щит относится к северу, Русская платформа южнее города, а сам он – на стыке разломов. Некогда это было дно древнего Литоринового моря. А в Ленинградской области геопатогенными зонами считаются, например, Отрадное-на-Неве, Чудово и Оредеж. Пока осадочный слой земной коры позволяет не допускать опасности природных землетрясений, и ничего страшного до сих пор не произошло. Есть надежда, что не случится и дальше».